Beyond the Gates-2019: Легенды андеграунда и не только
Октябрь 28, 2019
Наталия Михальчук (3 статей)
Поделиться

Beyond the Gates-2019: Легенды андеграунда и не только

В сердце Бергена, одного из самых красивых городов Норвегии, в восьмой раз прошёл фестиваль «Beyond the Gates«. Возник он в 2012 году «из пепла» своего предшественника «Hole in The Sky» и в первые годы существования был небольшим андеграундным мероприятием «для друзей», проходящим на площадке вместимостью 300 человек. В 2017-м основная его часть переместилась в культурный центр «USF Verftet«, вмещающий 1300 слушателей, фестиваль обзавёлся действительно известными именами и продолжает расти с каждым годом.

Уходя корнями в блэк-, дэт- и дум-метал, фестиваль представляет из себя отличную смесь из групп-символов сцены, таких как Emperor, и менее известных широкому слушателю коллективов. Однако состав не ограничивается рамками этих стилей. Например, наряду с блэкерами в нём можно встретить группы, возвращающие ретро-звучание 70-х. В прошлом году это были шведы Hällas, в нынешнем – тоже шведы Horisont и немцы Lucifer.

Берген, окружённый живописными горами и фьордами, чей исторический центр внесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО, сам по себе стоит того, чтобы его посетить. Если вы к тому же фанат мрачных направлений металла, город, вероятно, имеет для вас особенное значение. Что ж, основная программа фестиваля проходит по вечерам, давая возможность заезжим металхэдам в свободное время побыть немного туристами.

У фестиваля прекрасная площадка – основная программа проходит в культурном центре USF Verftet в здании бывшей сардиновой фабрики всего в 20 минутах ходьбы от центра Бергена. Много ли ещё фестивалей, где можно расслабиться, любуясь шикарным видом гавани в перерывах между выступлениями групп? Кроме основной сцены, в распоряжении гостей фестиваля несколько чиллаут-зон, ресторан, терраса и художественная галерея.

Тесное сотрудничество с художниками — похоже, отличительная черта норвежских фестивалей. Оформлением афиш и атрибутики Beyond the Gates который год занимается румынский художник Костин Кьоряну (Costin Chioreanu), его узнаваемую графику и анимацию можно встретить у огромного числа музыкантов, среди которых Ghost, Opeth, Arcturus и многие другие. В этом году в создании мерча также участвовали Эрик Даниэльсcон из Watain и Артём Григорьев (Black Typography). На фестивале можно было приобрести атмосферные картины французского художника Давида Тьерре (David Thiérrée), который сотрудничает с Mortiis и издательством «Cult Never Dies», а в фотопите увидеть за работой норвежца Кима Холма (Kim Holm), который рисовал музыкантов в своей экспрессивной манере прямо во время выступлений.

Первый день фестиваля был полностью отдан агрессивным командам. Хотя, если быть точным, на самом деле это был второй день – фестиваль предваряло шоу Watain в клубе «Hulen», бывшем бомбоубежище, но в связи с ажиотажем вокруг него и малой вместимостью клуба вход был ограничен. А основную программу открыли норвежцы Obliteration – дэт-метал с элементами панка и трэша. Группа собралась в 2004 году и записала четыре полноформатных альбома.

Svartidauði, нашумевшие представители исландской волны блэк-метала, обрушились на слушателей монументальной стеной звука с раскатистыми риффами и зловещим вокалом.

Брутальные шведы Marduk привезли свой фирменный милитари-блэк.

Mayhem под предводительством Аттилы Чихара сыграли сет под названием «Demon Anthology» («Демоническая антология»), в котором вспомнили всю историю группы, от культового “De Mysteriis Dom Sathanas“ и до позднего материала. Одна из самых знаковых команд блэк-метал сцены, в этом году группа вновь на слуху не только у поклонников стиля в связи с выходом неоднозначного фильма “Повелители Хаоса”, напрямую касающегося судьбы её участников.

Пятница была отмечена самой длинной программой, и самым большим количеством посетителей (все билеты были проданы). Первой днём выступала молодая норвежская трэш-метал-команды Inculter. Группа играет музыку в духе ранних Sepultura и Slayer и имеет в багаже два альбома.

Первой группой вечерней программы на основной площадке были ветераны греческого андеграунда Varathron – блэк-метал с оккультной тематикой и узнаваемой мелодикой, присущей греческим группам.

Рокеры из Гётеборга Horisont отправили публику в ностальгическое путешествие по 1960-70-80-м годам (тематика их альбомов тоже связана с путешествиями во времени и научной фантастикой). Эклектичная музыка группы вобрала в себя элементы из всей истории рока, от буги, блюз-рока и психоделии до раннего хэви-метала и АОРа.


Экспериментаторы Arcturus представили сет, основанный на двух первых альбомах группы, – более традиционном симфо-блэковом «Aspera Hiems Symfonia» и театрально-фантасмагорическом «La Masquerade Infernale».


Хедлайнеры Emperor впервые за 22 года играли в Бергене – городе, где они записали одни из самых громких альбомов не только за историю группы, но и за историю стиля, – «In the Nightside Eclipse» и «Anthems to the Welkin at Dusk». Неудивительно, что сет-лист был практически полностью посвящён этим альбомам.
Звучит неоригинально и слегка наивно, но определённо есть что-то особенное в том, когда видишь легендарные группы играющими на родине, так сказать в своей «естественной среде обитания», в месте, связанном с историей группы, – это добавляет какой-то особый вкус моменту.

Primordial не уронили планку, закрыв вечер мощным и эмоционально заряженным выступлением. Группу сложно охарактеризовать рамками какого-то стиля, их музыка далека от того, что первым приходит на ум при словосочетаниях пэгэн- и кельтик-метал, к которым их часто относят. Тут и неистовый блэк в духе Bathory, и церемониальность дум-метала, но при этом что-то совершенно самобытное. Фронтмен Алан «Nemtheanga» Аверилл, как всегда, выкладывался на полную, проживая на сцене обречённость «Where Greater Men Have Fallen» или трагически-романтическую историю «To Hell or the Hangman», а публика совсем не выглядела уставшей и горячо встретила ирландцев.

  
 
 

Субботняя программа включала в себя экстремальных американских блэкеров Midnight, ретро-хард-рокеров Lucifer и одних из первопроходцев дум-метала Candlemass.
Группа, воссоединившаяся со своим первым вокалистом, недавно представила новый альбом «The Door to Doom». Однако сет-лист состоял в основном из классических вещей 1986–1989 годов. Несмотря на мрачность и эпичность музыки, концерт получился очень энергичным и «позитивным». Музыканты явно сами получали удовольствие от выступления и в буквальном смысле раскачали зал, который подпевал на «Mirror Mirror» и «Solitude».

Уроженец Бергена Abbath, выпустивший эти летом свой второй сольный альбом, «Outsider», стал «вишенкой на торте» последнего дня фестиваля.

Организаторы, бесспорно, делают фестиваль с любовью к музыке и вниманием к аудитории. Для тех любителей тяжёлой музыки c уклоном в блэк-метал, кто устал от опэн-эйров и хочет более камерной, но комфортной атмосферы, и при этом крутого состава участников и качественного звука, «Beyond the Gates» точно станет открытием. А, возможно, и не только для них.

Наталия МИХАЛЬЧУК
Фото автора.
Благодарим организаторов фестиваля за предоставленную аккредитацию.

Весь фотоальбом:


Или https://vk.com/album-2548741_268168927

Общее впечатление

21-24 августа 2019 г.
Берген, Норвегия
USF Verftet

Наталия Михальчук

Наталия Михальчук