From the Vastland “The Haft Khan” (2020)
Любопытный блэк-метал-проект из Ирана (!) и Норвегии одновременно. Он был основан в 2010 году в Тегеране мультиинструменталистом по имени Сина, и первые два альбома – “Darkness vs. Light, the Perpetual Battle” (2011) и “Kamarikan” (2013) – он записывал самостоятельно. Кстати, что любопытно, первый из них был выпущен значком Arx Productions из Донецка, а вот второй – уже норвежским Indie Recordings: в 2013-м Сина перебрался в Норвегию, чей ментальный климат, судя по всему, оказался более дружелюбным для молодого музыканта. В Норвегии Сина продолжил сочинять музыку, привлекая для записи норвежских музыкантов, но предпочитая при этом оставаться в статусе one man band. Третий и четвёртый релизы (“Temple of Daevas”, 2014, и “Chamrosh”, 2016) вышли на бельгийском и голландском лейблах, а вот пятый и шестой (“Daevayasna”, 2018, и “The Haft Khan”, 2020) – на российском Satanath Records. “The Haft Khan” – альбом концептуальный: тексты его основываются на поэме персидского поэта Фирдоуси «Шахнаме» (сиречь, «Книга Царей») и повествуют о путешествии героя персидских легенд по имени Рустам, который должен спасти царя Кей-Кавуса и сразиться с Белым Демоном и его полчищами. Собственно, «хафтхан» на персидском – это и есть «семь подвигов» (а в нашем случае ещё и семь песен), которые совершил богатырь Рустам. Гитары и вокал Сина записал самостоятельно, а вот ритм-секцию пришлось ангажировать со стороны: с партиями бас-гитары помог Tjalve (Svartelder, Horizon Ablaze, экс-1349, экс-Pantheon I), с барабанами – Spektre (Gaahls Wyrd, Svartelder, Horizon Ablaze, Harm). Обложку для диска рисовал Шелл Аге Меланд, сотрудничавший с Pantheon I и Horizon Ablaze – и глядя на предыдущее предложение, становится понятно, кто сосватал Сине этого художника… В общем и целом, “The Haft Khan” – это вполне стандартный, классический блэк-метал в скандинавских традициях: длинные монотонные композиции по 6-7 минут, чередование скоростных и среднетемповых маршевых фрагментов, злобный бластбитовый стрёкот, время от времени сменяющийся более медленными проходами; зажатые между ритм-секцией и вокалом печально-гудящие гитары и неожиданно прекрасный чистый саунд. Скриминг у Сины, кстати, выше всяких похвал – с чёткой дикцией и в меру эмоциональный. Поначалу лонгплей воспринимается единым безликим монолитом, и лишь после второго-третьего прогона начинают проступать-узнаваться моменты типа короткого тревожного вступления и величественного мелодичного фрагмента в “Khan e Dovom”, чистоголосых декламаций под барабанный пульс в ‘Khan e Sevom” или яркого стартового риффа и медитативного пассажа в “Khan e Chaharom”. Кое-где угадываются ближневосточные даже не мелодии, а ритмические рисунки, вплетённые в лютый барабанный забой – как, например, в “Khan e Sheshom”: такие композиционные решения здорово оживляют общую отрешённость материала. Вот такие получились «Семь подвигов» – не для всех и каждого, но свою порцию внимания определённо заслуживающие… В первую очередь, релиз этот будет интересен непосредственно фэнам блэка, во вторую – тем, кто интересуется разными экзотическими метал-группами (блэк-метал от иранца – это как минимум интересно). Ну, и в-третьих – и это всего лишь забавное предположение – “The Haft Khan” должен прийтись по душе поклонникам персидской литературы. Если вы подпадаете хотя бы под одну из этих категорий – советуем ознакомиться!
Рецензия опубликована в #91
black metal
Satanath/Iron, Blood And Death