Kulesh Jam-24: Рецепты хорошего джема
Бывают фестивали большие и маленькие, легендарные и известные лишь в узком кругу, «долгоиграющие» и не очень. Фестиваль «Kulesh Jam», которые уже несколько лет проводит наш друг, автор «ИнРока», переводчик, ведущий рок-программ на «Эхе Москвы» Пётр Кулеш – скорее маленький, о нём знают не все даже в узком кругу поклонников столичного блюза и рока, зато судьба у него сложилась счастливая. За пять лет интерес к формату не пропал, концерт 7 апреля был уже 24-м по счёту, в мае грядёт 25-й юбилейный фест, в планах опен-эйр «имени» человека, чья фамилия стала символом целого движения.
Если пытаться понять, в чём суть Kulesh Jam, то можно надолго задуматься. Наверное, в открытости. Если вспомнить наши фестивали, что InProg, что ProgDay, мы всегда действовали в рамках некоего сложившегося формата, в который время от времени пробовали добавлять что-то близкое по духу – прог-электронику, фьюжн или гитарно-инструментальный рок, но, как правило, это не расширяло круг слушателей, а только отталкивало имеющихся. У фестивалей Кулеша нет этого жёсткого смыслового ядра, каждый раз конструктор собирается заново, и каждый его кусочек привлекает свою, пусть и небольшую, но новую толику фэнов. Были на фестивале блюзмены, прог-рокеры, кантри-музыканты, артисты в жанре дарк-кабаре, поклонники Фрэнка Заппы и Йоко Оно, на Кулеш-джеме дебютировала, возможно, единственная в мире панк-опера «Хабалка» недавно распавшейся группы «Паспортный стол»…
При этом формат концерта не обязательно означает джем в традиционном блюзовом понимании, т.е. совместную импровизацию на заданную (или нет) тему. В программе – несколько групп, которые играют свои обычные сеты, а между ними – собравшиеся специально ради этого концерта составы, играющие одну-две вещи. Так можно и просто просветиться, услышать незнакомые команды, и получить нечто абсолютно эксклюзивное и неповторимое.
Самые первые «Кулеш-джемы» проводились на площадке, потом были разного рода пабы и вот уже несколько лет домом для джема стал клуб «Ритм-блюз-кафе», что почти у Кремля, рядом с метро «Библиотека им. Ленина». Формат его понятен из названия, чаще всего здесь играют гранды столичного блюза, но и близкие жанры типа хард-рока или фолк-рока тут нормально принимают. Правда, это площадка скорее ресторанного типа, со столиками, и хотя на концерт не продают билетов, посетители должны внести т.н. «депозит» – т.е. сумму, на которую они должны съесть или выпить в этот день. Сумма нестрашная – 500 рублей, на пару чашек кофе, как одному киногерою, хватит…
Открывал 24-й фестиваль коллектив Richter Scales, к сожалению, удалось застать лишь завершающие аккорды и поклоны, так что сказать в репортаже нечего. Сами артисты определяют свой стиль как глэм-рок и бурлеск. За ними вышел сам Пётр в сопровождении соавтора фестиваля Виктора Задорожного, известного кантри-музыканта Дмитрия Новокольского и гитариста Richter Scales Павла Семилеткова. Вместе они спели «Will the Circle Be Unbroken» (это настоящий гимн стиля, примерно как «Изгиб гитары жёлтой» для кантри) в память об ушедшем на днях из жизни музыканте, исполнителе на добро-гитаре Сергее «Доке» Боголепове. Пели и Задорожный, и Кулеш. Потом был ещё «Georgia On My Mind», в котором Новокольскому подыграл на губной гармонике Иван Есин из группы «Бардак» (Кулеш рецензировал её альбом для «ИнРока»), который оказался в этот момент в зале и вышел на сцену совершенно спонтанно! Хотелось бы побольше, но Дмитрий больше не успевал – он забежал в зал буквально на полчаса перед другим своим концертом.
Дальше был гвоздь программы – QueenField, кавер-бэнд Queen, играющий в интересном составе – фронтмен, вокалист/гитарист – парень, все остальные (ещё одна гитара, клавишные, бас, бэк-вокал и ударные) – девушки. Очень любопытный сет-лист, ориентированный на ранние, хард-роковые вещи Queen и вещи из репертуара сольного Брайана Мэя («Business» и «Resurrection»). Группа посвятила сет памяти Кози Пауэлла, барабанщика, погибшего 5 апреля 1998 года, его последней группой была Brian May Band. И сет-лист был подобран как раз по принципу того, каким бы мог быть сольный концерт Брайана Мэя с участием Кози Пауэлла.
Вокалист Алексей Спектр поначалу немного раздражал своим явным несоответствием и виду, и манере пения Фредди Меркьюри, потом стало ясно: идея в том, чтобы не копировать личность певца (точнее, певцов) Queen, оттенки голоса, а сыграть саму музыку, близко к тексту, но без явного подражания. И без суперхитов позднего периода, разве что «The Show Must Go On» была в самом начале, тоже как посвящение ушедшим музыкантам, и «I Want It All»… А из раннего-известного – «Hammer to Fall» и «Tie Your Mother Down». Такие кавер-группы интересны тем, что они позволяют немного отвлечься от образа Queen самого успешного периода, который сейчас уже живёт какой-то собственной жизнью благодаря фильму, мюзиклу, записям группы с Ламбертом и прочим артефактам пост-творчества, и вспомнить, какими они были изначально, музыкантами и артистами. Да и визуально команда интересна – и не только благодаря подавляющему численному перевесу девушек в составе; QueenField встают в эффектные позы на сцене, выходят с инструментами в зал, предлагают залу посоревноваться в пении… Всё, что нужно для хорошего кавер-концерта.
Продолжился фестиваль вновь на полускорбной ноте. Пётр Кулеш показал книгу – «Fuck You, Parkinson!», которую написал заболевший паркинсонизмом видеорежиссёр, поклонник и знаток блюза Игорь Казачков. Вскоре после концерта, 11 апреля, состоялась её презентация. Ему посвятили номер в исполнении ещё одного спонтанного бэнда. В него вошли Виктор Задорожный (бас-гитар), Озма из Absent Sunday (клавишные), барабанщица QueenField Серафима «Констант Моушн», вокалистка Любовь Кравченко и клавишник Илья Звонарёв из следующей команды «Юкатан» (Yükat’ann). Этот состав исполнил вещь «Fuck You (Very Much)» авторства поп-певицы Лили Аллен. Неожиданный выбор для такого концерта!
«Это известная песня, она была популярна лет 10 назад, – говорит Пётр Кулеш. – Мне она очень нравится, как и весь альбом Лили 2009 года, есть в нём какая-то правда жизни. Лили Аллен – всё-таки поп-певица, но с артистическим бэкграундом, у неё неплохие тексты, мироощущение молодёжи, фронда, опять-таки. «Fuck You» изначально посвящена Джорджу Бушу-младшему, но мы её немного переосмыслили».
Наконец, Yükat’ann, команда, взявшая именем родину древних майя. Историки считают, что само слово «Юкатан» родилось в результате ошибки испанских «гостей» – когда они спрашивали индейцев, как называется эта земля, те отвечали им: «Не понимаю», что на их языке звучало как «Юкатанн». Вот и играет группа то, что в паре слов не опишешь. Клавишник, гитара, ударные и ещё одна гитара; основной вокал женский, ещё два помогают; язык – и английский, и русский; формат – арт/психоделия, в русскоязычном варианте иногда напоминающая то, что некогда часто звучало в славном клубе «Форпост»… Сами музыканты определяют это как «арт-хаус и эклектика». Группа склонна к театрализации, эффектным жестам, например, вокалистка Люба Кравченко иногда играла на гитаре смычком, а клавишник – собственной шляпой! Не обошлось без каверов – «Юкатан» лихо скрестили в одной вещи «Another Brick in the Wall pt.2» Pink Floyd и «Satisfaction» The Rolling Stones. Интересно, нескучно, надо знакомиться дальше. Под конец выяснилось, что у барабанщицы «Юкатан» Алекс день рождения. (Кстати, именно она изображена на постере фестиваля). и она в качестве бонуса вышла к микрофону и спела «Radioactive» Imagine Dragons под аккомпанемент клавишницы, которая тоже прямо-таки спонтанно вышла из публики.
На часах уже было 22:30, и казалось, что фестиваль завершён – как бы не так! Оставалась ещё команда «Хлóпок», трио (гитара, ударные, клавишные), которое собрал вокалист/гитарист Вадим Дзуцев. Это авторский блюз, очень «чёрный» и «корневой» по ощущениям, хоть и русскоязычный. Для меня эта группа стала открытием вечера. Есть не так много примеров удачного использования русских текстов в блюзе (лучший – «Друзья Брата Жениха» из Челябинска), и это один из них. А по общему саунду и гитарной игре его музыка мне сильно напомнила сольного Робина Трауэра. Такое тёмное, вязкое, воздушно-психоделическое настроение. Майк Зонов из Moving Waves (трибьют-группы Rush) сравнил их с The Doors, что тоже вполне резонно – порой на сцене происходило некое гитарно-барабанное шаманство… Под конец Вадим Дзуцев показал классический трюк рокеров прошлых лет – доиграв бисовую вещь «Орион», он приставил гитару к комбику, поиграл с эффектами на фидбеке и раскланялся перед публикой. Отличная концовка! И спасибо Петру Кулешу, что он за 24 серии не устал, не разочаровался и продолжает собирать свои джемы.
И напомним ещё раз, что следующий Kulesh Jam будет 26 мая, и он не просто 25-й, он ещё и приурочен к юбилею самого Кулеша, так что грядёт нечто грандиозное! А на лето, если повезёт и коронавирусные ограничения ещё ослабнут, планируется опен-эйр в Филях под той же вывеской.
Владимир ИМПАЛЕР,
фото автора.
Репортаж целиком —
Кулеш-джем-24
7 апреля 2021 г. Москва, клуб "Ритм-блюз-кафе" Фото - Владимир Импалер....
или https://vk.com/album2483887_277723659
7 апреля 2021 г.
Москва, "Ритм-блюз-кафе"
Пётр Кулеш и Виктор Задорожный