Eric Clapton & Friends «The Breeze: An Appreciation of JJ Cale» (2014)
Сентябрь 17, 2014
Владимир Импалер (1137 статей)
Поделиться

Eric Clapton & Friends «The Breeze: An Appreciation of JJ Cale» (2014)

blues rock 8/10
Surfdog/Polydor/Universal

Новая запись Клэптона посвящена умершему год назад его коллеге и учителю, пионеру «талса-саунда» Джей Джей Кейлу. Великий гитарист последние десятилетия весьма активен. Он что-то изобретает, играет блюз с одним из заметнейших джазменов современности Уинтоном Марсалисом, а Роберту Джонсону кланяется на специальном альбоме. Но тут случилась история особенная.
Сначала про стиль. Ностальгия по «старой» Америке, всяким «роут-сиксти-сикс», пролезла всюду – от мультиков до пабов. Ей и стилю «талса» отдает должное многие музыканты – от Боба Дилана до Чижа. И, конечно, Эрик Клэптон, выпустивший в 2006 году cовместный с Кейлом альбом «Road to Escondido». Так миллионы фэнов Клэптона открыли, что Эрик на своих дисках постоянно вторит Кейлу. И это не эпизод, не один лишь альбом, а тенденция. Стиль Кейла царит и на шедевральном диске Клэптона «Slowhand», а одна из ключевых вещей и в репертуаре Эрика, и в жанре, «Cocaine», написана самим Кейлом.
Это узнаваемая музыка – блюз, смешанный с кантри в дымной, романтичной гитарной традиции. Она грустна и позитивна. Подпрыгивает мягкий ритм, пришептывает хриплый вокал – рыка и визга здесь не услышать. Тут не надо торопиться, и это то, что нужно компании старичков-разбойничков с гитарами наперевес. Хотя с количеством «особых гостей» Клэптон на этот раз, кажется, потерял меру.
Клэптон играет спокойно, партнеры меняются, но кажется, что это один человек – настолько материал Кейла стилен. «Поединки» музыкантов, начиная с Тома Петти на «Rock & Roll Records» и «The Old Man and Me», уважительны, соло точны, аранжировки сделаны с ощущением чрезвычайной инструментальной свободы, что свойственно стилю Джей Джея. Марк Нопфлер на «Someday» идеально вписан в эстетику, но он и вырос именно на ней. Выделился из шелковистости «талса-стайла» кантри-гигант Вилли Нельсон на «Songbird», мягкой шершавой грубостью он попадает, как и всегда, в самое сердце.
Уилсон и Нопфлер заслужили право всё делать в своей манере. Остальные парни менее известны в наших пампасах. Отметим «Sensitive Kind», сделанную Доном Уайтом, известную многим как хит Чижа «Перекресток». Кстати, Чиграков клэптоновскую компанию, думается, не испортил бы. Эрик же тут таков, что с ним не постеснялся бы сыграть и молодой Клэптон – из 60-х, который был «бог» – и он же, не всегда адекватный, но великий – из 70-х. Вот было бы трио!
Альбом получился – комфорта, плотности и уверенности – чрезвычайных. Ничего тут нет стариковского, но и ничего юношески прыгающего, никакой суеты и мокрых штанов. Даже затрудняюсь назвать ситуацию, к которой эта музыка не подошла бы. В машине или на пляже – легко. Утром – вполне, вечером – запросто. Под пиво – хорошо, под водку – отлично. Просто так тоже – пойдет.

Владимир Импалер

Владимир Импалер