Thierry Zaboitzeff «Professional Stranger» (2020)
Февраль 8, 2021
Елена Савицкая (261 статей)
Поделиться

Thierry Zaboitzeff «Professional Stranger» (2020)

Новый сольный альбом мастермайнда французского рок-авангарда Тьерри Забойцева увидел свет в ноябре 2020-го. Это случилось лишь спустя полтора года после выхода в марте 2019 года дебютника его нового проекта Aria Primitiva (см. рецензию). Кроме того, между этими релизами расположились три саундтрека к спектаклям хореографа Эдитты Браун (один из них, «Nebensonnen», был впервые издан в 2000 году и сейчас перезаписан, два других, «Layaz» и «Trails» – новые). И это ещё не все издания последнего времени! Но всё же сольный альбом – это нечто особенное, личностное, можно сказать, интимное. В отличие от действительно «забойного» индустриально-трайбл-авант-рокового Aria Primitiva, «Professional Stranger» звучит прозрачно, минималистично, завораживающе и тепло. Тьерри сам сыграл на всех инструментах, среди которых неизменные бас-гитара, виолончель, клавишные, различные сэмплеры и… аккордеон (но об этом подробнее мы скажем позже).

В «Professional Stranger» Тьерри захотел отдать дань разным культурам и эпохам: об этом говорят и разноязыкие названия композиций, и само музыкальное наполнение – но без откровенных стилизаций. Открывает альбом «Neoklassikos le grand» с величественной, чуть тревожной неоготической темой на фоне монотонных электронных ударных, «постартзойдовских» контрапунктов струнных и этнических вокализов. Из этой темы вырастает пластичная мелодия виолончели, развитие которой обрывается на высшей точке ударом гонга. Затем следует совершенно атмосферная «L’insouciance de Venus» («Беззаботность Венеры»), сотканная из небесных аккордов фортепиано и похожих на отдалённые раскаты грома низкочастотных шумов, в ней тоже появляется игривая, истинно французская мелодия аккордеона-бандонеона; далее – несколько наивный, совсем камерный «Mali valcer»; и, напротив, остроритмичный, дерзкий, страстно-испанский «El Caos» с завихрениями струнных… Нашлось место и для «русского» трека (напомним, что дедушка Забойцева по отцу – выходец из Архангельской области, ему Тьерри и обязан своей фамилией). Этот номер называется «Derevo» (в некоторых версиях альбома пишется даже кириллицей). На фоне минималистичных мотивов фортепиано и «пиццикато» струнных звучит певучая задушевная мелодия, переходящая от виолончели к аккордеону. Действительно, она напоминает о наших протяжных песнях, северных пейзажах и даже чем-то о творчестве прекрасной русской группы «Оркестр Вермишель». Что же, российским поклонникам Art Zoyd и творчества Тьерри Забойцева такое внимание очень приятно!

Трек «So etwas wie blau» (нем. «Что-то вроде синего») носит вкрадчивый эмбиентный характер. Медленный закольцованный мотив в басу сопровождается тремоло струнных и потусторонними завываниями то ли трубы с сурдиной, то ли флейты пимак. Полное погружение в какое-то инобытие… А «Overlap Processing» с её остинатным ритмом, стучащими аккордами и разворачивающимися попевками-перепевками – вновь нечто русское, архаично-древнее, танцевально-языческое, похожее на доисторический обряд – недаром напоминает «Весну священную» Стравинского (несмотря на суперсовременное название).

В общий ряд композиций встроены два кавера, оба – на очень известные в поп-рок-среде песни. Первая – «Venus» Shocking Blue (она идёт вслед за «L’insouciance de Venus», довольно бесцеремонно вторгаясь в развитие). Версия довольно близка оригиналу, но звучит с несколько этническим оттенком, учитывая использованный инструментарий. Вокальную партию исполнила австрийская певица Сандрин Рормозер (Sandrine Rohrmoser), ранее сотрудничавшая с Забойцевым в его проектах. А вот финальная «Enjoy the Silence» Depeche Mode сделана очень оригинально: в меланхоличном постфолково-эмбиентном ключе, также с аккордеоном и виолончелью, с нарративно-глубоким вокалом самого Забойцева. Второй куплет совершенно неожиданно включает в себя арабские мотивы в аккомпанементе – получается удивительный межкультурный микст. В общем, необычно, интересно и очень суггестивно… К сожалению, в версию для bandcamp оба кавера не вошли из-за политики данного ресурса по авторским правам, так что слушайте альбом на Spotify, YouTube или заказывайте CD.

Ну и под конец – об аккордеоне. Неужели Тьерри Забойцев освоил новый инструмент? Его тембр звучит так реалистично – слышны малейшие нюансы, оттенки голосоведения, «дуновение воздуха», даже нажатие кнопок… С этим вопросом мы обратились к самому маэстро. Оказалось, что это всё же сэмлированный тембр, и все партии сыграны на клавишных, но высочайшее качество сэмплов и возможность корректировки мельчайших деталей создают иллюзию полной достоверности звучания. Вот до чего дошёл прогресс! Ну и, соответственно – прогрессив. Этот альбом – увлекательное путешествие, настоящее музыкальное странствие, или, возможно, серия кинематографических миниатюр, продолжающая идею синеконцертов. Ну и, конечно, работа, достойная славного творческого пути самого Тьерри Забойцева.

Елена Савицкая

InRock
9 из 10
Общее впечатление

avant rock / progressive
9/10

9

Обязательно к прослушиванию
Елена Савицкая

Елена Савицкая