Aria Primitiva “Sleep No More” (2019)
Aria Primitiva – новый проект авантрокового гуру Тьерри Забойцева (экс Art Zoyd). Музыкальная идея проекта, по словам маэстро, заключается в синтезе первобытных ритмов с новейшими звуками и элементами рок-авангарда. Неслучайно на обложке диска изображены устрашающие африканские маски! Даже лица музыкантов на фото подсвечены так, словно на них боевая раскраска. Но на самом деле этнического в Aria Primitiva не так много. Музыка близка позднему Art Zoyd и сольным работам Забойцева, в которых он тяготеет к парадоксальному сочетанию классических жанров с авангардным содержанием («Missa Furiosa» и др.). Скорее, это индустриальная симфония современных каменных джунглей, в которых человек выживает и даже пытается не сойти с ума.
В Aria Primitiva Тьерри Забойцева (бас-гитара, электровиолончель, вокал, программинг) окружают две прекрасные девушки – Надя Радсимандреси и Сесиль Тевено. Обе играют на клавишных инструментах, но если у Сесиль это «обычные» синтезаторы, то про Надин инструмент надо сказать особо. Это волны Мартено (ondes Martenot) – изобретение французского музыканта и радиоинженера Мориса Мартено (1928), в котором звук, генерирующийся электросхемами, может изменять высоту и громкость как при помощи обычной клавиатуры и регуляторов, так и совершенно диковинным образом – при помощи специального кольца. Надевая его на палец правой руки и пронося её над клавиатурой, можно добиваться «поющего» глиссандо и всевозможных космических звуков; а можно создавать вибрирующие тоны определённой высоты. Волны Мартено похожи на более привычный нам терменвокс (изобретение российского физика Льва Термена), но сложнее в устройстве. Надя Радсимандреси – выпускница Парижской консерватории, ныне сама профессор в консерватории Болоньи, где как раз учит, как играть на волнах Мартено и на синтезаторах попроще. Она сама по себе очень востребованная исполнительница и композитор. Её связи с Art Zoyd достаточно давние – Надя участвовала в записи «беззабойцевских» альбомов 2000-х, а также в эпохальном объединении Art Zoyd на фестивале Rock in Opposition в 2015 году.
Благодаря необычному и редкому инструменту звучит «Ария Примитива» довольно своеобразно, хотя, возможно, «голос волн» вы расслышите не сразу. В первой композиции «Endayi Endesi» его заслоняет играющий в унисон (но на пару октав ниже) мощный бас и тревожно пульсирующий ритм. Но в начале «Hystamack» он хорошо заметен – эти взмывающие к небу глиссандо звучат словно сигналы радиообмена с внеземными цивилизациями. А дуэт с электропиано в «Nixen» (затем к нему присоединяется виолончель) просто удивительно хрупок и прекрасен.
Что же касается «примитивности» и шаманизма, то они подстерегают на каждом шагу. То кто-то зловеще захохочет, то собаки (сэмплированные) залают, то вроде даже утка крякнет, то Тьерри горловое пение изобразит. В «Maidaykali» поначалу слышится что-то неуловимо французское, будто бы на ярмарочной площади звучит аккордеон. Но тут же врываются индустриальные ритмы, и сдавленный голос Забойцева настойчиво наговаривает что-то о грядущем апокалипсисе, пусть и на непонятном языке. Главный хит альбома – «Sleep No More», открывающаяся сэмплом с криками какого-то первобытного племени – ритмичная и даже где-то мелодичная композиция с «расщеплённым» вокалом Забойцева (и ведь он, как утверждает, не использует никаких обработок!), чем-то напоминающая артзойдовскую нетленку «Baboon’s Blood». Центральный трек – 12-минутная «Aria Primitiva», электронная симфония с «шагающим» в нечётном размере басом, фортепианными синкопами и гротескными «трубами». То и дело развитие, впрочем, прерывается «висячими» колокольными аккордами, звоном и скрипом струн, цифровыми щелчками, жужжанием электрогенераторов и прочими вскрывающими мозг звуками. А ещё пару раз проходит острохроматическая тема, очень напоминающая DSCH – звуковую монограмму Дмитрия Шостаковича. Недаром всё-таки у Тьерри Зайбойцева есть связи с нашей страной! И неслучайно, думается, одна из импровизационных композиций называется «Kletka» (такие вот возникают ассоциации…). В последней композиции «Mais Ouvrez Donc Cette Porte!» (как, впрочем, и во многих других) слышатся отзвуки Стравинского. Лишь рок-хит «Helden» (кавер вещи Брайана Ино и Дэвида Боуи из альбома «Heroes»), которую Тьерри Забойцев весьма выразительно, в своём мрачном духе, поёт по-немецки (в оригинале песня двуязычная), словно слегка выпадает из этого ряда. Но для бисов она в самый раз – именно так она прозвучала на концерте Aria Primitiva в Зальцбурге в ноябре 2018 года. Да, самое удивительное, что весь этот материал не только прекрасно записан в студии, но и исполняется вживую – разумеется, с «подкладами», но в то же время в реальном времени. Будет возможность – разыщите на YouTube концерт и насладитесь зрелищем.
Рецензия будет опубликована в InRock №88
avant rock 9/10
Thierry Zaboitzeff / Monstre Sonore / WTPL Music