Вежливый отказ «Военные куплеты» (2017)
Можно подумать, что раз альбом называется «Военные куплеты», то он – про войну. Да и наблюдатели отмечают, что эта «тема» ранее не раз всплывала в композициях московской авант/психоделической группы. Но тогда придётся предположить, что песня «Эй, кузнец» – про кузнеца. А «Шкаф» – про шкаф? Понятно же, что это не совсем так. Война для «Отказа», как и шкаф – символ, аллегория. «Силён народа дух, пока идёт война!» – думает кто-нибудь, что это смешно? «Мы победим, базара нет, в очАредной войне!» – кто не узнал эту интонацию, знакомую каждой школе, каждому двору?
Релиз готовился долго, вещи из него представляли на концертах, что-то выпало из ряда и вышло на предыдущем альбоме «Гуси-лебеди» (2010). И всё же «Военные куплеты» – целостный альбом, он создает единое поле смыслов, это – сюита. Истерично-радостные духовые открывают альбом спотыкающейся бравурностью. В составе появились новые/старые/знакомые фамилии – саксофонист Павел Тонковид встал в ряды брасс-секции с Андреем Соловьёвым (труба), на клавишных играют то Павел Карманов, то участник ранних записей «Отказа» Максим Трефан.
Песня «А вдруг!» уходит в музыкальную абстракцию, морзянка в начале вещи «Гудериан и мороженое» сменяется вокалом Романа Суслова, кричащим под рифф духовых и бурные ударные Михаила Митина: «Слева!», «Фланг!». Порыкивания баса Дмитрия Шумилова, тем временем, представляются имитацией танковых гусениц. В начале темы «Пехота в окопах» приджазованная гитара Суслова заманчива, словно мы у костра. Кафешантанная скрипка Сергея Рыженко и квазиромантичный напев создают сюрреалистическое настроение, проваливающееся в брасс-беспредел. Далее – «Гопак», приседающий брутальный танец с покриком и посвистом. «Зенитчик» кричит «Я должен знать ВСЁ!!!», буквально искрит радуга смыслов, заложенных в тексте. Хитрый перевод названия – «Sky Shooter» вызывает улыбку, разбор приводит к слову «зенит», но это не футбольный клуб, а точка на небе – чем не мишень? «Мы победим!» – уверяет взрывной апофеоз.
Функции увертюры выполняет первая песня, а композиция «Увертюра» оказывается предпоследней вещью трек-листа. Слова кончились – звучит поток фонем. После этого не хочется даже гадать, что же группа назвала словом «Финал» – последнюю композицию. Но звучит сдержанная гитара Суслова и колокола Дениса Юровского, получается чистое чувство, когда слов уже и не надо, а можно обняться и слушать. Но эта вещь коротка.
Философическая ирония «Вежливого отказа» отразилась на идеально-издевательской, лаконично-загадочной обложке альбома и в подходе к его болезненной, непростой теме. Но публика не осознала, что на её глазах разворачивался творческий эксперимент в духе давно сформулированного тренда – «профанации тоталитарного героизма». Психоанализом человеческой агрессивности альбом назвать нельзя. К состоянию катарсиса группа словно бы и не стремится. Команда просто «воюет», точнее, не соглашается с пошлым пониманием важных вещей. И эта война – вечна, хотя мы, конечно же, победим…
Рецензия опубликована в #82
avant rock
"Геометрия"