Звуки Му «Live in Liverpool» (2019)
Сам факт появления этого релиза не менее важен, чем его музыкальная составляющая. На CD вошёл концерт «Звуков Му» в Ливерпуле, состоявшийся 3 мая 1989 года, с дополнением – гостевым эфиром у знаменитого радиоведущего Джона Пила. Именно в это время группа «Звуки Му» записала свой легендарный релиз «Zvuki Mu», изданный и в Штатах, и в Лондоне, и у нас на CD («Отделение Выход», 1994) и на виниле («МируМир», 2013). Это событие, казалось, должно было изменить жизнь нашего рок-н-ролла. Новые записи событий, определивших музыкальное лицо времени, появляются всё реже и говорят про время всё больше. Слушаем записи, осмысливаем факты.
На родине The Beatles Пётр Мамонов сотоварищи выступали на очевидном пике карьеры, да и в целом примеров поездки культовой российской рок-группы для реальной работы со «звёздным» продюсером, мягко говоря, немного. «Звуки Му» поехали на Альбион с собственной эстетикой и авторским репертуаром, конечно, «подрихтованным» внешним продюсированием, но явно не испорченным. Хотя, возможно, именно внешнее вмешательство и породило напряжения, взорвавшие коллектив чуть позднее. А тогда мало кто понимал, что пик уже пройден и до роспуска оригинального состава оставалось всего полгода…
В прессе британцы сравнивали саунд группы с ранними Talking Heads и берлинским периодом Боуи, находили в музыке гитариста Алексея Бортничука параллели с Робертом Фриппом и Брайаном Ино. Последнее предсказуемо – Ино, продюсировавший все названные проекты, работал и со «Звуками» как до, так и в ходе их визита на родину футбола. Хиты «Ремонт», «Бумажные цветы», «Гадопятикна», «Крым», «Встань пораньше», «Ежедневный герой», «52-й понедельник» – здесь играются, но запись звучит без вспышек. На концертах группа была много круче, поэтому внимательно слушаем запись эфира в лондонской студии «Би-Би-Си» у Джона Пила. Четыре песни – » Зима», «Сумасшедшая королева», «Забытый секс», «Гадопятикна» – звучат здесь более энергично. Александр Липницкий (бас), Алексей Бортничук (гитара) и Павел Хотин (клавишные, второй голос) стараются разнообразить звучание, гитарные и клавишные украшения заметны, Пётр Мамонов – заунывен и мрачен до готичности, хорошо звучат барабаны Алексея Павлова. Концерт записан неидеально, а вот на эфире у Пила звук гораздо лучше.
Что ж, та экспансия продолжения не получила, но сомнений в кондициях и тогдашнем потенциале советского рок-н-ролла не возникло ни разу.
Рецензия опубликована в #87
alt-rock/new wave
"Отделение Выход"