Жанна Агузарова «Королева Сансета» (2020)
Среди немногочисленных певиц русского рока Жанна Агузарова является одной из самых ярких, если не сказать ярчайшей, но в то же самое время, до обидного мало реализовавшей себя. Более скромная альбомная дискография из заслуживающих упоминания, пожалуй, только у Натальи Марковой. Что в творческом багаже Агузаровой? Первый винил «Браво» (1987), недотягивающий в поздних CD-переизданиях, пусть и с довесками в виде миньона и песен со сборников, даже до 50 минут, сольный «Русский альбом» (1991) примерно той же продолжительности, и, пожалуй, всё. Диск песен Василия Шумова «Nineteen Ninety’s» (1993) вышел не в то время и не в том месте, по большому счёту прошёл мимо российской публики, и, откровенно говоря, на сольник певицы не тянул. Небезынтересная коллаборация, творческий эксперимент, не более того. А дальше была длинная пауза, во время которой выходили лишь сборники, в которых иногда проскакивали отдельные новые песни. И в начале сентября 2020 года, после почти трёх десятилетий «альбомной» тишины, Рунет взорвался внезапной новостью: на свет появилась «Королева Сансета». Так что же, вот он – долгожданный альбом?
Появилась «Королева…» исключительно в электронном виде, CD-воплощения не имеет, буклетом, даже электронным, не укомплектована, и понять, кто, когда и где работал над этим релизом, не представляется возможным. Озвучивается лишь, что песни эти, созданные отнюдь не сегодня, были записаны в разных городах и странах. При внимательном рассмотрении трек-листа становится ясно, что ни одной даже относительно новой композиции здесь нет. Более того, все они так или иначе уже выходили на CD, и было это давно. Пластмассовое «самоиграечное» диско «Счастье придёт» и драйвовая «Майа» взяты со сборника «Back 2 Future» (2003). Оттуда же пришла и вещь «Не упрекай», чья аранжировка повторяет, пусть и в сокращённом виде, версию с магнитоальбома, или же, по нынешним меркам, демо-ленты «Индустрия» (1989). Но там, помнится, она звучала подольше. А ведь в природе существует более шустрый и рок-н-рольный вариант этой же темы, выходивший на сборнике «Лучшие песни» (1998). «Над тобою ярко горит звезда» в нулевые шла бонусом к четвёртому изданию «Русского альбома» (1991). Минималистическая «шумовская» по настрою своему «Свободная земля» и шкодные «Мужчины в этой жизни» пришли со сборника «The Best» (1999), того, что с пейзажем на обложке. А вот индустриальный «Хале боп» – ни разу не «Hali bob» девяностых, хотя названия и схожи.
Оставшаяся пятёрка песен уже появлялась на сборнике «Радуга» (2008) под несколько другими названиями. От этого диска менеджмент певицы в те времена яростно открещивался, утверждая, что новые композиции были уведены с радиостанций. «Музыкант» сочетает в себе махровое ретро и рэповые вставки. В «Далеко» проскакивают карибские мотивы. На рэгги-композицию «Радуга» ещё в середине нулевых был снят анимационный клип. А вот из «Ты мой любимый» рэгги ушло, здесь песня представлена в иной, не «радужной» версии». Давшая название всему релизу «Королева Сансета» уносит нас в те времена, когда мальчики массово мечтали стать киллерами, а девочки – путанами. Сейчас песня о том, как «чёрный добрый сутенёр оформил на работу» звучит несколько диковато. И ладно бы в голосе певицы был слышен стёб и глум… Не менее дико выглядит и обложка, даже не китчевая, а пошлая. Боюсь, даже в ларёчные времена ею постеснялись бы оформить кассету.
Из всего написанного выше хочется сделать два вывода. Первый: это никакой не альбом, а очередной сборник. И для меломанов, внимательно следящих за творчеством Жанны, он не представляет практического интереса. А вот той части публики, для которой Агузарова – это лишь «Чёрный кот», «Жёлтые ботинки» и, пожалуй, песня о том, как «Мне хорошо рядом с тобой», нынешняя компиляция настоятельно рекомендуется к прослушиванию. «Королева Сансета» откроет для них интересную и очень разноплановую исполнительницу. Второй вывод: тот факт, что с середины 90-х, когда CD массово вошёл в нашу жизнь, до настоящего времени, когда покупка физических носителей стала уделом коллекционеров, ни один российский лейбл не издал полное собрание сочинений Жанны Агузаровой, огорчает и возмущает. Скажу больше, это позор современной российской культуры. Остаётся лишь надеяться, что вышедшая в свет «Королева Сансета» напомнит немногочисленным оставшимся издателям, что Агузарова на белом свете есть, а бокса, в котором найдётся место «Русскому альбому» со всеми бонусами, «Nineteen Ninety’s», черновым записям, грамотно выстроенным в хронологическом порядке всем неальбомным трекам, а также толстому буклету с комментариями, до сих пор нет. Тому, кто выпустит такой релиз, долго будут в ноги кланяться. А пока нам остаётся только время от времени снимать с полки пару старых дисков и слушать «Королеву Сансета».
Александр Молодяков
pop/rock 7,5/10
Self-release