Аукцыон «Жилец вершин» (1995/2016)
История Алексея «Хвоста» Хвостенко развивалась от диссиденствующего андеграундного барда через разрешённое в перестройку парижское чудо к открытию русского рока 90-х, вписавшемуся в зыбкую эстетику группы «Аукцыон». Альбом «Жилец вершин» – вершина этого процесса, переносящая в рок-среду стихи Велимира Хлебникова. Это не первое обращение музыкантов к творчеству «Председателя Земного шара» – вспомним, например, диск Александра Журбина «Два портрета: Марина, Велимир», но «Жилец вершин» сплетает тренды и сущности до дрожи точно, ведь на нём «встретились» родственные души.
Фонограмма захватывает шаманским драйвом, гармоничностью, попаданием в эстетические чакры – поколенческие и цивилизационные. «Жилец вершин» звучит живо и естественно – при его создании даже не использовались синтезаторы. С удивительной гармонией вещи складывают вместе лёгкий хоррор и танцующий психодел, игру фонем, родственную звукоплетению группы, фри-фрагменты и доходящую до экстаза пляску слов и нот. Как-то очень мало у нас такой музыки, прямо связанной и с мировой рок-культурой, да и с культурой вообще.
К оригинальному изданию – давнему CD и недавнему винилу – добавлен коллекционный бокс-сет. DVD-бонус удачно отражает трек-лист и иллюстрирует альбом. В нём – клипы «Призраки» и «Чудовище»; съёмки с репетиции «Нега-Неголь»; интервью Олеси Бондаревой с Хвостом, Герасимовым и Фёдоровым; великая песня «Рай»; live-варианты «Боги 1» и «Бобэоби», записанные в Киеве.
Внешний вид издания творчески развивает идеи оригинального оформления и использует элементы, не пригодившиеся в оригинальном издании. Лейбл охотно «играет в подарки»: в бокс-сет аккуратно вложен целый «Мешок вещей», и это настоящий мешок, только маленький! А там – «дополнительный» буклет, радующий визуальными прочтениями неологизмов Хлебникова от мастерской Бориса Трофимова. Там же CD-бонус «Камлания» с двумя фрагментами уникальных совместных шоу Хвоста и группы. Эти записи должны были стать главным сюрпризом издания, и они – именно бонус, медитативный и туманный, показывающий развитие проекта от альбома «Чайник вина» (1992) к «Жильцу вершин» (1995). Группа играет сложно, свободно, и легко сваливается во фри-импровизации. Этим дополнительный диск отличаются от идеального авант-поп-джаз-минимализма основного альбома. «Камлания» доводилось слышать в разных записях, на этом издании отдано предпочтение материалу, который отличается от трек-листа «Жильца», что логично, разумно и… жаль – сравнивать варианты было бы интересно.
Можно спорить, какой из альбомов Хвоста и «Аукцыона» важней. Примиряющая позиция звучит, возможно, так: «Чайник вина» – рок-н-ролльней, фантасмагоричней, философичней, а «Жилец вершин» – трансцендентней и таинственней.
avant/psychedelic rock 9/10
Геометрия
Рецензия опубликована в InRock #77