Зеленые Рукава «Дела птиц» (2011)
folk rock 8/10
Перекресток Records
«Зеленые Рукава» – ветераны питерского фолк-рока «кельтской» ориентации. Хотя за прошедшее с момента рождения, то есть с 1993 года, время, стилевая принадлежность как-то размылась, музыканты успели поиграть всё, что бог на душу положит, и новый их диск тому отличное подтверждение.
Для начала хочется поблагодарить Игоря Лисова (вокал, бузуки, бессменный лидер) сотоварищи за буклет, сделанный в режиме наибольшего благоприятствования к рецензенту. Так, например, теперь я точно знаю, что на диске звучат миди-аккордеон, клавишные, альт, мандолина, никельхарпа, скрипка и виолончель. А вместо абстрактного определения «кельтский фолк» я теперь могу смело процитировать самих авторов, признавшихся, что три вещи на альбоме в первоисточниках – ирландские, одна – бретонская, пять – шведские, остальное – авторский материал. Тексты же частично сочинены заново и по-русски, где-то взяты, опять-таки, в русской версии, сонеты Шекспира. Интересно получилось в ирландской балладе «Тура-Йа», название которой взято по припеву оригинала, текст же повествует о влюбленном, который провел романтическую ночь в гостях у подруги. Но, видимо, потом она пожалела об этом и поёт, как слышится поначалу: «Дура я!» А из Шекспира вышел… завзятый рок-н-ролльщик («Я так устал…»). По тексту еще очень хороша «Я знаю» (блюз с «разговорным» пением), а по мелодике – нежнейшая «Перед рассветом» («Ночь длинней всего перед рассветом / А к утру светла / Если ты слышишь песню эту / Значит, ночь прошла»). Не будь на обложке названия группы, эта вещь вполне могла бы быть приписана The Dartz. Кстати, вокалист последних Ди Курцман поучаствовал в записи Лисова и Ко.
Эти две команды роднит еще многое, помимо стажа, стиля и прописки. Это характерная вообще для питерских команд черта – открытость (в смысле незавершенности), отсутствие сверхзадачи. Можно было бы сказать, что Игорь Лисов мог бы побольше продумать концепцию альбома (да, у него есть и сюжет, своего рода парафраз «Спящей царевны»), подогнать друг к другу «кирпичи» песен поплотнее, но тогда у нас не было бы возможности думать и фантазировать на тему известной сказки… Интонации голоса Игоря ближе к бардовским, но именно он лучше всех передает очарование кельтских баллад, которые именно так, по-любительски, и пели в народе. Думается, «Зеленые Рукава» вполне в состоянии выдать сет высококачественной, бойкой и плясовой «ирландщины», но музыканты уже поняли, что это умеют, наигрались в кельтов и теперь предпочитают канонам жанра свои авторские вариации. И в таком подходе, как пела их коллега по питерской сцене Тикки Шельен, «тоже есть сердце – зеленое, но своё».