Юрий Наумов «Эскапист» (2018)
Эскапистами (от английского «escape» – бегство) называют людей, избегающих того, что не по душе им в жизни. Тех, кто уходит в «параллельные» миры книг, музыки, других искусств, или просто в размышления о чём-то более интересном, чем постылая реальность. Тех, кто бежит от действительности. Эскапизм Юрия Наумова начался в далёкие 80-е, когда ещё в Новосибирске поэт сколотил свою первую, просуществовавшую недолго группу «Проходной двор». Вскоре Наумову стало тесно в Сибири, и он решил поискать единомышленников в Питере. Не нашёл и стал работать один. Отточив свою гитарную технику до невообразимых высот, решил бежать от советской действительности и поискать счастья за рубежом: в Израиле, затем в США. Вроде адаптировался, прижился, нашёл свою нишу, записал в одиночку несколько альбомов. Однако и там жизнь стала становиться рутиной. А отдушиной были регулярные гастроли в нашей стране. Это неявно, но чувствуется в песнях альбома «Эскапист». Открыто Юрий об этом не заявляет, но не догадаться нельзя. Гражданин двух стран, не проводя прямых сравнений, рисует своё понимание действительности в песнях, тексты которых можно смело назвать мини-поэмами: семь треков на 50-минутный альбом. Часть из них, например, «Никак не похоже на блюз» и «Всемирный закон торможения», уже исполнялась Юрием на концертах. В них он – умудрённый опытом поэт, который наблюдает за реальностью и рассуждает о ней.
Записан альбом в кои-то веки не в Америке, а в московской Just Studio группы «Оргия Праведников». И не в одиночку, а при помощи целого ансамбля: виолончелисты Андрей Березин и Ян Максин, ударник Никита Павлов, харпер Борис Плотников, флейтист Олег Сакмаров, Надежда Мейксон сыграла на скрипке, а Ксения Федулова – на электрогитаре. В руках самого маэстро – исключительно акустическая девятиструнка. Такой инструментарий заставляет ожидать фолк- и арт-роковых элементов, однако, по большому счёту, музыканты остаются аккомпаниаторами Наумова, а его почерк неизменен и узнаваем. В альбоме нет ярко выраженных хитов, да они и не требуются. В наблюдения и рассуждения поэта, запечатлённые в «Эскаписте», вшиты культурные коды блюза и русского рока. Он рассчитан на внимательного, думающего, рефлексирующего, не поверхностного слушателя. Под этот альбом не расслабишься, но тот, кто поймёт и прочувствует, получит колоссальное наслаждение.
Дмитрий Кошелев
Опубликовано в «InRock» #88/2019.
blues/acoustic rock 9/10
"Выргород"