Бостонское чаепитие «Паломничество в страну Востока» (2020)
Восток – дело тонкое, а где тонко – там и рвётся. Эту истину пытается до нас донести московская группа «Бостонское чаепитие», привыкшая рассматривать любые сюжеты сквозь магический кристалл эстетически безупречного декаданса. Маньеристы от рок-музыки зачастую только кажутся добровольными узниками башни из слоновой кости. На самом деле, они и с политической повесткой дня прекрасно знакомы, и о состоянии мира способны написать с такой остротой, что восточные специи совершенно меркнут на этом фоне.
Лидер «Бостонского чаепития» Владимир Преображенский начинает свой песенный азиатский тур с максимально неудобного заявления: «Пир во время чумы, маскарад во время войны, сирийские беженцы молятся на горящий Нотр-Дам». И далее по тексту: «Мы, видимо, слишком хотели перемен». Не о тех ли «Переменах» пел Виктор Цой – кореец по национальности, японский самурай по духу и шаолиньский монах по степени владения боевыми искусствами?
Всё это в альбоме «Бостонского чаепития» учтено, однако своим философско-мистическим исканиям Владимир Преображенский придает особую достоверность. Семь песен «Паломничества в страну Востока» – путевой дневник, подкрепленный описанием конкретных локаций (Отель Хуахин в Таиланде), звучанием этнических инструментов и аутентичной речью тайцев, японцев, вьетнамцев, китайцев и индусов. Отрадно, что и европейской музыкальной традиции «Бостонское чаепитие» не изменяет, отдавая ей дань арт-роковыми аранжировками и стремительными и точными, как меч для сэппуку, саксофонными партиями («Умереть, как Мисима»).
Эффект присутствия достигнут, но всё дело в том, что альбом «Бостонского чаепития» – очень личная история, в которой слушатель может попросту себя не увидеть. Поэтому вывод о «Паломничестве в страну Востока», как и о главном герое одноименного романа Германа Гессе, может остаться двояким: то ли главный герой остался единственным, кто сохранил дух и букву заветного путешествия, то ли всё себе придумал, недооценив подлинный опыт и возможности своих спутников. Во всяком случае, трактовать альбом можно по-разному. И одно из возможных прочтений: воспринимать «Паломничество» как своеобразный дайджест аллюзий на «восточные» тексты русского рока. Здесь есть свои Цой и Рикошет («Умереть, как Мисима»), свой Борис Гребенщиков («Саи Баба») и даже свой Вадим Степанцов («Антидепрессанты»). Да и Сайгон может трактоваться не как город во Вьетнаме, а всего лишь как место паломничества питерских музыкантов на углу Невского и Владимирского проспектов.
Денис Ступников
ethno art rock / russian rock 6/10
Self-release