Чёрный обелиск «Акустика?» (2017) / «Акустика? – 2» (2018)
Ноябрь 11, 2019
Александр Молодяков (22 статей)
Поделиться

Чёрный обелиск «Акустика?» (2017) / «Акустика? – 2» (2018)

Слегка подкорректировав в начале 2010-х состав, «Чёрный обелиск» начал грамотно чередовать релизы – номерные альбомы, миньоны и диски с переосмыслением собственного творчества. И тех, и других, и третьих вышло уже по два. И если на «Моём мире» публике были представлены новые электрические прочтения песен нынешнего «ЧО», теперь пришла пора акустических версий.
Акустическая программа появилась в репертуаре группы не позже 2013 года. Игралась она по небольшим залам и вшестером, вместе с клавишником Eclipse Hunter Андреем Осокиным, отметившимся на мини-альбоме «Снизу вверх», а концертный звукорежиссёр и на все руки мастер Владимир Насонов был ещё одним гитаристом/вокалистом. Исполнялись и новые песни, и совсем старые. Но до записи акустического диска дело дошло лишь четыре года спустя и с иным составом гостей. За клавишные и аккордеон теперь отвечает Георгий Таратайкин, часть гитарных партий записал звукорежиссёр Сергей Варламов, добавилось духовое трио, а с флейтой помог Олег Мишин (Catharsis).
Знак вопроса в названии диска появился не случайно. Акустика у «Чёрного обелиска» вышла довольно далёкой от стандартов «MTV unplugged». На записи хватает электрических инструментов, по большей части клавишных, а в «Осени» и «Мёртвом сезоне» звучат электрические гитарные соло.
Открывают и закрывают первую «Акустику?» новые вещи. И если «Осколки» – просто ещё одна отличная песня группы, то во «Времени» довольно неожиданно использован текст Маршака. Занятно, что «Чёрный обелиск» – уже минимум третья рок-группа, использовавшая это стихотворение. Первыми двумя ещё в восьмидесятые были «Август» и «Час пик». В «Свободе» на передний план выведены клавишные и звучит чуть ли не танцевальный бит. В «Каплях дождя» царят духовые, а «Разговоры» решены в откровенно джазовом ключе. «Нервы» получились рок-н-ролльными и чем-то напоминают «Браво» «сюткинского» периода. В «Осколках» же флейта Олега Мишина добавляет фолковых интонаций.
Вышедшая через десять месяцев вторая часть «Акустики?» планировалась исключительно в виде интернет-релиза, поскольку на ней предполагалось много переработок раннего материала. Увы, но конфликт с наследниками Крупнова продолжается, и из материала «первой эпохи» был записан только «Меч» – вещь, дорогая сердцу гитариста Михаила Светлова. В результате получилось всего семь треков на полчаса. В «Ветрах и туманах» звучит аккордеон, «Рок-стар» обильно украшен дудками, а в «Ангелах», «Мече» и «Помни обо мне» вновь солируют электрогитары. Финальная же «Стой и смотри» превращена в кантри. И поскольку Дмитрий Борисенков петь её не рискнул, к микрофону встал уже упоминавшийся выше Владимир Насонов. Так круг замкнулся.
Оба диска – достойные работы, показывающие знакомые вещи «Чёрного обелиска» с непривычной стороны. Жаль только, вторая часть не издана в физическом виде. Может, когда-нибудь группа допишет ещё песен пять и выпустит вторую «Акустику?» на диске (с «Мечом» ли, без «Меча» – в нынешней версии Джеймса Хэтфилда больше, чем Анатолия Крупнова), либо переиздаст обе на одном CD. Благо в сумме полторы дюжины песен длятся чуть больше 70 минут.
Александр Молодяков

Опубликовано в «InRock» #88/2019.

InRock
8 из 10
Общее впечатление

acoustic rock 8/10

8

Рекомендовано к прослушиванию
Александр Молодяков

Александр Молодяков