Wobbler «Dwellers of the Deep» (2020)
Четвёртый студийный альбом «From Silence to Somewhere» норвежской симфопроговой группы Wobbler стал лучшим релизом 2017 года по версии «ПрогАрхивов». Новейший, пятый альбом «Dwellers of the Deep» скандинавского квинтета имеет все шансы стать лучшим за 2020 год по той же версии. Стоит отметить, что оба альбома записаны одинаковым составом: Андреас Веттергрин Стромман Престмо – вокал, гитара; Мариус Халлеланд – гитара, бэк-вокал; Ларс Фредрих Фройсле – клавиши; Кристиан Карл Хультгрен – бас; Мартин Нордрум Кнеппен – барабаны. Последние три упомянутых музыканта – в группе с самого первого альбома, «Hinterland» 2005 года: он был раскритикован многими рецензентами, но для меня пока – самый любимый.
Выдержан ли «Dwellers of the Deep» в лучших традициях «семидесятнического» прог-рока? Безусловно, да. Аутентичное звучание, мелодические и гармонические решения, характерные в первую очередь для Yes, а также, в меньшей степени, для Gentle Giant, грустное настроение, более близкое к Genesis и (самым ранним) King Crimson, композиционная сложность плюс сочетание драйва и пасторальности, присущее всем упомянутым ансамблям, и не только им. В общем, «всё, как надо»: эта музыка будет очень приятной почти для всех любителей того, что в России принято называть «классическим арт-роком».
Является ли «Dwellers of the Deep» шедевром? Скорее нет, чем да. По сравнению с «From Silence to Somewhere» стало чуть меньше разнообразия в звучании, прежде всего, за счёт более редкого использования духовых (зато чаще применяется фортепиано, и это можно отнести к плюсам альбома). На мой субъективный вкус, стало чуть меньше красоты: например, таких захватывающих дух фрагментов нежности и тонкого взаимодействия инструментов, как в «Foxlight», завершающем треке предыдущего альбома, на новом релизе не найти. Это связано с некоторым отходом группы от пасторальности, которая делала «From Silence to Somewhere» столь приятным, и переходом к более плотному и электрическому звучанию, которое не всегда «идёт» группе. Кроме того, появилось большей похожести на Yes, не в той степени, как на альбоме «Rites at Dawn» 2011 года, но всё равно в весьма значительной. Особенно это бросается в уши во втором треке – почти девятиминутной «Five Rooms», как будто списанной с некоторых композиций йесовского альбома «Time and а Word» (таких как «Then» и «Everydays»). Следующая за ней «Naiad Dreams» очень красива, но её тоже можно представить на дисках Yes, только чуть более поздних (вообразите чуть более замедленный и грустный вариант «Leaves of Green»).
Самые эпичные произведения на «Dwellers of the Deep» – первая 14-минутная «By the Banks» и последняя 19-минутная «Merry Macabre» – несколько менее вторичны (хотя в последней из них примерно за три минуты до конца появляется «закос» под Уэйкмана, как будто играющего знаменитую фортепианную интерлюдию в «South Side of the Sky») и производят более хорошее впечатление. При детальном прослушивании можно восхититься проработанностью композиционного развития, порадоваться изысканным аранжировкам и проникнуться «северным» меланхоличным настроением, в подаче которого музыканты оказываются убедительными.
В общем, «Dwellers of the Deep» – безупречно сделанный альбом в стилистике симфо/ретро-прога, вызывающий восхищение в плане профессионализма музыкантов и звукоинженеров. По стандартам современного прог-рока – очень хороший релиз, но по стандартам, установленным группой Wobbler – не самая лучшая их работа, а по меркам, скажем, After Crying или Änglagård – не шедевр. Вряд ли «Dwellers of the Deep» – Альбом Года, но, безусловно, часть Топ 10.
Иван РОЗМАИНСКИЙ
symphonic prog / retro prog 8/10
Karizma Records