Wobbler “From Silence to Somewhere” (2017)
Июль 18, 2018
Иван Розмаинский (170 статей)
Поделиться

Wobbler “From Silence to Somewhere” (2017)

Четвёртый студийный альбом “From Silence to Somewhere” норвежской симфопроговой группы Wobbler давно лидирует в списке лучших релизов 2017 года на знаменитых «Прогархивах». Можем ли мы присоединиться к восторженному хору рецензентов? В общем и целом – да.
Начнём с того, что “From Silence…” на голову убедительнее предыдущего “Rites At Dawn” (2011), который многими был воспринят, и поделом, как неудачное подражание Yes. Хотя музыканты явно к такому результату не стремились. Может быть, радикальное улучшение связано с приходом нового гитариста, которого зовут Мариус Халлеланд. Он заменил Мортена Эриксена, игравшего на гитаре с первого альбома.
Альбом состоит из четырёх треков и длится всего лишь 47 минут, и такая лаконичность идёт ему на пользу. Звучит он в лучших традициях прог-рока 70-х: представьте себе саунд и мелодические линии, характерные для Yes, только более меланхоличные, «хрупкость» и романтичность «музыкальных картинок» в духе Genesis, «меллотроновую грусть» King Crimson и полифоничность Gentle Giant (хотя её меньше, чем на ранних релизах норвежцев). И всё это великолепие подано в холодном, отстранённом, северном и печальном ключе, так, как это могли бы сделать Anglagard. При этом в отличие от предыдущих альбомов (точнее говоря, первых двух) Wobbler уже нельзя обвинить в копировании стилистики легендарных шведов.
Пожалуй, лучшей вещью на диске является первая одноимённая 21-минутная композиция. Это эпик в лучших традициях Yes, Genesis и Anglagard с прогрессивным композиционным развитием и пронзительной основной вокальной партией. За пение уже второй альбом подряд отвечает Андреас Веттергрин Стрёмман Престмо, и его высокий голос, пожалуй, добавляет музыке норвежцев драматизма, а также жалостливых интонаций. На первых двух альбомах пел Тони Йоханнессен, явно тяготевшей к хард-роковой, менее совместимой с творчеством Wobbler манере пения.
Далее следует двухминутная инструменталка “Rendered in Shades of Green”, основанная на деликатном звучании фортепиано и меллотроновых струнных – очень красивая вещь в духе Эдварда Грига и прочих «поздних романтиков». (Надо заметить, что бессменный клавишник коллектива Ларс Фредрик Фрёйслье редко использует фортепиано, отдавая предпочтение электроргану и меллотрону). Завершают альбома два «миниэпика», 10- и 13-минутные “Fermented Hours” и “Foxlight”. В первом из них запоминается «вальсовая» часть в первой половине произведения и детально проработанная напряжённая кульминация в конце. Благодаря этим фрагментам вещь всё-таки не превращается в «прог-занудство», хотя имеет для этого все шансы. Более сильное впечатление производит “Foxlight” – прежде всего обилием пасторальных акустических фрагментов, отсылающих и к самым мягким эпизодам музыки Yes классического периода, и к недооценённому альбому Genesis “Trespass”. Неожиданно много звучащий клавесин, флейты (на которых играет бессменный барабанщик группы Мартин Нордрум Кнеппен), бас-кларнет (используемый бессменным басистом коллектива Кристианом Карлом Хультгреном), глокеншпиль, акустическая гитара, меллотрон и прозрачные тембры прочих клавиш, чередуясь с фрагментом более традиционного рок-звучания, вносят важнейшую лепту в создание чудесного звукового полотна.
Ну а теперь немножко дёгтя в бочке мёда. Дебютный альбом “Hinterland” (2005), несмотря на явное сходство с творениями Anglagard, производит более сильное впечатление – своей монументальностью, бескомпромиссностью, цельностью, пронзительностью и непредсказуемостью композиционного развития. А вещь “Rubato Industry” – наверное, лучшая у группы. Всего этого в той или иной степени (в основном, правда, в малой) не хватает новому релизу Wobbler. Но в будущем, думаю, группа вполне способна превзойти свой дебютный релиз. И на сегодня квинтет из Норвегии – один из лидеров мирового прогрессив-рока в целом и симфопрога в особенности.

Рецензия опубликована в #83

InRock
9 из 10
Общее впечатление

sympho/retro prog
Karisma Records

9

Обязательно к прослушиванию
Иван Розмаинский

Иван Розмаинский