Wobbler “From Silence to Somewhere” (2017)
Четвёртый студийный альбом “From Silence to Somewhere” норвежской симфопроговой группы Wobbler давно лидирует в списке лучших релизов 2017 года на знаменитых «Прогархивах». Можем ли мы присоединиться к восторженному хору рецензентов? В общем и целом – да.
Начнём с того, что “From Silence…” на голову убедительнее предыдущего “Rites At Dawn” (2011), который многими был воспринят, и поделом, как неудачное подражание Yes. Хотя музыканты явно к такому результату не стремились. Может быть, радикальное улучшение связано с приходом нового гитариста, которого зовут Мариус Халлеланд. Он заменил Мортена Эриксена, игравшего на гитаре с первого альбома.
Альбом состоит из четырёх треков и длится всего лишь 47 минут, и такая лаконичность идёт ему на пользу. Звучит он в лучших традициях прог-рока 70-х: представьте себе саунд и мелодические линии, характерные для Yes, только более меланхоличные, «хрупкость» и романтичность «музыкальных картинок» в духе Genesis, «меллотроновую грусть» King Crimson и полифоничность Gentle Giant (хотя её меньше, чем на ранних релизах норвежцев). И всё это великолепие подано в холодном, отстранённом, северном и печальном ключе, так, как это могли бы сделать Anglagard. При этом в отличие от предыдущих альбомов (точнее говоря, первых двух) Wobbler уже нельзя обвинить в копировании стилистики легендарных шведов.
Пожалуй, лучшей вещью на диске является первая одноимённая 21-минутная композиция. Это эпик в лучших традициях Yes, Genesis и Anglagard с прогрессивным композиционным развитием и пронзительной основной вокальной партией. За пение уже второй альбом подряд отвечает Андреас Веттергрин Стрёмман Престмо, и его высокий голос, пожалуй, добавляет музыке норвежцев драматизма, а также жалостливых интонаций. На первых двух альбомах пел Тони Йоханнессен, явно тяготевшей к хард-роковой, менее совместимой с творчеством Wobbler манере пения.
Далее следует двухминутная инструменталка “Rendered in Shades of Green”, основанная на деликатном звучании фортепиано и меллотроновых струнных – очень красивая вещь в духе Эдварда Грига и прочих «поздних романтиков». (Надо заметить, что бессменный клавишник коллектива Ларс Фредрик Фрёйслье редко использует фортепиано, отдавая предпочтение электроргану и меллотрону). Завершают альбома два «миниэпика», 10- и 13-минутные “Fermented Hours” и “Foxlight”. В первом из них запоминается «вальсовая» часть в первой половине произведения и детально проработанная напряжённая кульминация в конце. Благодаря этим фрагментам вещь всё-таки не превращается в «прог-занудство», хотя имеет для этого все шансы. Более сильное впечатление производит “Foxlight” – прежде всего обилием пасторальных акустических фрагментов, отсылающих и к самым мягким эпизодам музыки Yes классического периода, и к недооценённому альбому Genesis “Trespass”. Неожиданно много звучащий клавесин, флейты (на которых играет бессменный барабанщик группы Мартин Нордрум Кнеппен), бас-кларнет (используемый бессменным басистом коллектива Кристианом Карлом Хультгреном), глокеншпиль, акустическая гитара, меллотрон и прозрачные тембры прочих клавиш, чередуясь с фрагментом более традиционного рок-звучания, вносят важнейшую лепту в создание чудесного звукового полотна.
Ну а теперь немножко дёгтя в бочке мёда. Дебютный альбом “Hinterland” (2005), несмотря на явное сходство с творениями Anglagard, производит более сильное впечатление – своей монументальностью, бескомпромиссностью, цельностью, пронзительностью и непредсказуемостью композиционного развития. А вещь “Rubato Industry” – наверное, лучшая у группы. Всего этого в той или иной степени (в основном, правда, в малой) не хватает новому релизу Wobbler. Но в будущем, думаю, группа вполне способна превзойти свой дебютный релиз. И на сегодня квинтет из Норвегии – один из лидеров мирового прогрессив-рока в целом и симфопрога в особенности.
Рецензия опубликована в #83
sympho/retro prog
Karisma Records