Кубикмагги “Things” (2017)
Российская группа «Кубикмагги» существует уже больше десяти лет, но выпускает всего третий полноформатный студийный альбом. Музыканты во главе с пианисткой и вокалисткой Ксенией Фёдоровой не гонятся за количеством в ущерб качеству. Как и предыдущий, вышедший пять лет назад диск “Suites”, новый релиз записывался в норвежской студии “Ocean Sound Recordings”. Сведение делали сами музыканты, а за мастеринг отвечал американец Алан Сильвермэн. Помимо Ксении Фёдоровой, в группе играют басист Макс Руденко и барабанщик Илья Варфоломеев, а на новом альбоме им помогал саксофонист Александр Тимофеев.
Альбом состоит из шести продолжительных композиций общей длиной 64 минуты. Первый альбом «Кубикмагги» «Оно не требуется» представлял собой набор именно песен Ксении Фёдоровой, пусть и очень причудливо аранжированных и поданных; следующий, “Suites”, являл собой отход от музыки с вокалом, то новый диск – почти полностью инструментальный. И если дебют можно воспринимать (хотя и совсем не обязательно) как авангардно-джазовый вариант Тори Эймос/Алины Орловой, то «Things» стилистически находится где-то между творениями воронежских кудесников камерного авант-прога Happy55 и ныне распавшегося швейцарского «постджазового» трио Plaistow. Впрочем, на эти сравнения можно не обращать внимания – музыка «Кубикмагги» самобытна и самодостаточна. Джаз, авангард, прог-рок и нечто, не поддающееся классификации, образуют смесь, которую невозможно отнести к какому-либо жанру. “Things” – самый зрелый опус в дискографии «Кубикмагги», выводящий их на новый уровень. Никогда ещё музыка коллектива не была столь продуманной, чувственной, глубокой, лиричной и эмоциональной. Особенно хороши такие почти что нежные произведения, как “Pompeii” и “Summertime”. А вот заключительная “Hanger” показалась чрезмерной минималистичной и затянутой. Качеству целого, вполне возможно, помогли условия записи альбома в норвежской студии, недоступные большинству российских музыкантов, занимающихся джазом, авангардом или прогрессив-роком. Впрочем, чтобы работать в подобных «творческих лабораториях», надо обладать безупречным исполнительским мастерством и чувством стиля: и с тем, и с другим у музыкантов «Кубикмагги» – полный порядок. Не случайно рецензируемый альбом был записан всего за три дня…
Рецензия опубликована в #82
chamber/avant/postjazz
"Улитка Records"