Whitesnake «The Purple Album» (2015)
Сентябрь 6, 2015
Игорь Швейцер (55 статей)
Поделиться

Whitesnake «The Purple Album» (2015)

Наше время небогато на события в жанре, именуемом «классическим роком». Это – мягко говоря, поскольку новаций здесь давно нет и, в общем, не предполагается. Если за музыку берется молодежь, выходит весьма вторично и, пожалуй, по-настоящему влюбиться в такое могут лишь те, кто не очень хорошо разбирается в роке 70-х – 80-х. Ну а если в студию отправляются сами основатели? По большому счёту, выходит то же самое, но с поправкой на возраст и кондиции героев (отнесем это к объективным недостаткам) плюс на их индивидуальность, которая как раз безусловный плюс. Поэтому хочешь – не хочешь, а каждая работа классиков жанра в наши дни – всё равно событие, привлекающее серьезное внимание и становящееся предметом оживленных дискуссий. Выход данного альбома просто вынудил провести небольшое культурологическое исследование на тему «кто есть кто и что есть что в современном роке».
Вернув к жизни в середине прошлого десятилетия проект Whitesnake в его более хард-глэмовой, нежели хард-блюзовой версии, Дэвид Ковердейл не пошел изначально по совсем уж ностальгической тропинке. То есть, музыка последовавших вскоре альбомов весьма конкретно отсылала к 80-м – 90-м, но всё же была новой. Из классики периода «ковердейловского» Deep Purple, а также раннего «Уайтснейка» на концертах исполнялось очень не многое. По каким причинам – будь то уход его основного соавтора последних лет Дага Олдрича, либо истощение эротико-музыкальной фантазии самого Дэвида, либо контрактные обязательства – Ковердейл решил обратиться к великому наследию «темно-лиловых», – не так уж и важно. В конце концов, он – один из авторов тех песен, так почему бы и нет? Однако не тут-то было: как только объявили о начале работы над проектом, критики буквально лавиной накатились на певца-ветерана, недвусмысленно давая понять: Дэвид, нам это не нужно, оставь классику в покое, пиши новый материал!
С одной стороны, их аргументы понятны: улучшить те вещи нельзя, они по канонам жанра и есть само совершенство. С другой – а разве не любопытно поглядеть, как именно в чисто музыкальном плане подойдет Дэвид к исполнению этих весьма сложных в техническом отношении песен? Как справится в отсутствие второго вокалиста (Хьюза), без канонических солирующих партий Ричи и Джона, чем убедит нас, что аранжировка XXI века им не повредит? Для Дэвида Ковердейла, изначально планировавшего сделать это вместе с бывшими коллегами по DP, данная работа – вызов. Себе, коллегам, слушателям, пишущей братии. Причём больший, чем если бы он взялся записывать новый материал – на протяжении его почти 40-летней условно-сольной карьеры провалов не случалось. Не провалился ли он на сей раз в не совсем бескорыстном желании тряхнуть стариной? Чисто по-музыкантски его современный состав сработал на «отлично» по меркам дня сегодняшнего: они ничего не «снимали в ноль», кое-где добавив к известным гармониям и риффам свои импровизации и вставки. Конечно, дело вкуса – но явно неудачных моментов на диске нет, а некоторые соло (и переборы) Реба Бича и Джоэла Хукстры звучат… нет, не так свежо и оригинально, как у Блэкмора, разумеется, но вполне «смачно». С клавишными, конечно, вышло не так ярко, тем паче, что это приглашенный музыкант (Дерек Хилланд). Да и бас-гитара Майкла Девина вкупе с ударными великого Томми Олдриджа здесь записаны довольно формально – либо еле уловимо, либо неизобретательно. Если брать вокальные кондиции самого Дэвида, то они – отличные. Да, тональность почти везде ниже – где на тон («Burn», «Might Just Take Your Life», «Mistreated», «Stormbringer», «You Fool No One», «Lady Double Dealer», «The Gypsy», «You Keep On Moving»), где на полтора («Soldier Of Fortune», «Coming Home»), где на два («Lady Luck»), где даже на два с половиной («Holy Man», «Love Child», «Lay Down Stay Down»). В случае с «Holy Man» понятно, ибо изначально ее пел тенор-альтино Хьюз, а вот пониженная таким образом «Love Child» говорит скорее о желании Дэвида поразить нас выкрикиванием ми второй октавы вместо изначально ровного пения в высоком регистре. Третья из вышеперечисленных песен – пример того, что Дэвиду в высокой теноровой тесситуре уже всё-таки не так комфортно, как было в 22. И всё же он не кажется скучным или неинтересным. Да, голос меняется, он совсем не тот же, что был в молодости, но, утратив (и местами весьма ощутимо) в тембральном отношении, в объеме, Дэвид по-прежнему звучит узнаваемо, стильно и сильно, трехоктавный диапазон певца – пусть это и хрип внизу да крик наверху – впечатляет, как и пластичность голоса. А главное – Ковердейл не утратил ни того самого драйва, за который его поклонники готовы простить артисту практически всё (включая хамство – но об этом чуть позже), ни лиричности. Хотя последняя здесь – и это особенно хорошо заметно по единственной песне в оригинальной тональности, «Sail Away», – скорее эстрадная меланхолия видавшего виды человека (то есть Дэвида последних лет 25), нежели блюзово-соуловая страсть того молодого Ковердейла, что записывался в середине 70-х. То же самое относится и к местами почти медитативной (сравните с оригиналом!) «Holy Man». Если оценивать решение озвученной самим певцом творческой задачи – сделать альбом-посвящение тем, кто вывел Дэвида в люди и творил с ним вместе в самом начале карьеры плюс сыграть это в стиле современного Whitesnake, то есть c элементами как хэйр-метала, так и модерн-блюз-рока – оценка, безусловно, высшая. Ведь, кроме музыки, на диске (в буклете) есть много интересных размышлений Дэвида, история создания альбома и воспоминания о старых добрых деньках, то есть о создании оригиналов. Плюс, на бонусном DVD имеются клипы и интервью с участниками. Если говорить о качестве записи – тут всё печально (лязгающе-плоско), хотя не печальнее, чем на других дисках Whitesnake 2000-х. Увы, ныне так пишут почти все и почти всех…
Но мы не будем слишком заострять на этом внимание, а вернемся к самому началу рецензии, причём с цитатами. Сначала – характерная реплика одного из поклонников Deep Purple: «Мне не нужен обсосанный старый леденец в новой обертке, я не куплю это». Таких много – и их можно понять. А вот что им отвечает сам Дэвид: «А вы видели, сколько предварительных заказов пришло на альбом?.. У меня нет времени на тех, кто настроен негативно или источает ненависть. Они ничего не купят – ни билет, ни альбом. Плевать мне на них! Я им ничем не обязан. У меня дома – прекрасная студия и вид из окна на озеро Тахо. Мне 63 года, уже запланировано мировое турне Whitesnake, билеты разлетаются, словно горячие пирожки. Так что ставки явно не в их пользу. Они тратят свою ненависть напрасно». Дэвид явно в ударе. Есть цитата из того же интервью, данного английскому «Classic Rock», и пожёстче: «Тут один клоун в интернете написал, что, мол, колодец Ковердейла де иссяк. Ну а что ты сделал в своей жизни? За более чем 40-летнюю карьеру я продал более 100 миллионов пластинок и написал бессчетное количество рок-н-ролльных гимнов. Какое факин’ право ты имеешь критиковать меня, чувак? А ну, пшёл в свою спальню!»
Ни по форме, ни по содержанию, разумеется, с Дэвидом согласиться нельзя. Ведь в гневе он обличает и старых поклонников: среди критиков альбома, должно быть, есть не только абсолютные нули, но и вполне состоявшиеся люди, среди которых, в свою очередь, полно настоящих фанатов Deep Purple или Whitesnake, несомненно потративших не одну сотню долларов или фунтов (марок, рублей – не суть) на как раз те самые миллионы проданных Дэвидом (точнее, фирмами, издававшими записи) пластинок. И, даже не купив этот кавер-альбом – посвящение, многие всё равно придут на концерты, чтобы вновь насладиться классическими номерами легендарной эпохи. Или услышать их впервые – и потом, возможно, отправиться в магазин за классическими дисками. И это отрадно – хотя радость здесь не без примеси грусти, ибо время и его порождения нам неумолимо указывают на естественный закат прекрасной эпохи.
P.S. Планам Дэвида снова записать что-то с Ричи Блэкмором не суждено было сбыться (пока?), однако, по слухам, сам гитарист планирует вскоре порадовать ценителей своего рок-таланта, причём доподлинно неизвестно, будут то концерты или студийная работа. Да и группа, с которой все они снискали лавры, тоже не сидит без дела. Так что вскоре, возможно, в «Пурпурной книге» будет написана новая глава – и мы несомненно вновь получим повод как минимум порассуждать и посравнивать, а как максимум – порадоваться отличной музыке и творческому долголетию.

InRock
8 из 10
Общее впечатление

hard rock 8/10
Frontiers

8

Рекомендовано к прослушиванию
Игорь Швейцер

Игорь Швейцер