Guns N’Roses: Невероятное воссоединение
Кем бы мы были, если бы не было Guns’n’Roses… Кажется, нет таких, кто бы ни разу не слышал ни одной их песни. Принято говорить “классика рока”, но точнее было бы сказать – «база», ибо эта музыка уже в крови у многих поколений: кто-то впервые наигрывал ее девушке на гитаре много лет назад, кому-то подарили первую кассету, кого-то поразил увиденный по телевизору клип «November Rain», а кто-то пришел с папой или даже дедушкой 13 июля на концерт в «Открытие арену» в Москве. Кому повезло больше?
Вопрос риторический, но с вполне однозначным ответом – повезло всем. Каждый концерт – событие уникальное, особенно учитывая масштаб личностей и то, что Эксл Роуз и Слэш с Даффом МакКэганом снова играют вместе! Кто бы мог представить себе такое несколько лет назад? “Не в этой жизни” – говорили музыканты, а зарекаться всё ж не стоит – об этом нам иронически намекает название тура 2018 года.
Что поделаешь, такая мировая известность обязывает группу скандалить, а её участников – быть героями PR-сериала, который заставляет меломанов то краснеть, то бледнеть, но не даёт им забыть о группе. Не все идут по такому пути, и, конечно, о Guns N’Roses не дают забыть прежде всего их песни. Однако Экслу Роузу, кажется, и делать ничего особенного не нужно, чтобы у прессы были поводы для публикаций, а у слушателей – сюжеты для бесчисленных баек и анекдотов. Одна из давно замусоленных тем – задержки начала концерта. Признаюсь, после прошлого трёхчасового ожидания трёхчасового же концерта в 2012 году спешить на этот раз совсем не хотелось. А зря! Кто бы мог подумать, что Guns N’Roses выйдут на сцену в 19:20! Уже одно только это – невероятный плюс реюниона!
Трехчасовое выступление – не новость для группы, но в этом туре немного удивляет сет-лист, в котором много весьма необязательных вещей. Понятно, что играть одни и те же хиты столько лет скучно. И так-то были сыграны две трети из эталонного “Appetite for Destruction”. Нужно же и музыкантам дать немного свободы! Судя по всему, это Слэш и Дафф МакКэган добавили в список то, что им интересно играть сейчас, но вот баланс с интересами публики, кажется, был нарушен, и народ на трибунах периодически начинал уставать и скучать. Возможно, причиной тому был довольно кашеобразный звук, который ругают очень многие зрители разных концертов в этом туре. То ли причина в том, что «Открытие арена» – стадион, причём стадион футбольный, и расположение трибун и порталов там далеко от идеала меломана. Судя по отзывам, достаточно хорошим звук был только в фанзоне. На сидячих местах, включая вип-трибуны, переотражения периодически превращали звук во что-то булькающее и совсем уж неудобоваримое. Например, «Slither», одну из любимых вещей из репертуара Velvet Revolver, вообще сложновато было узнать. На более простых композициях звук улучшался, и даже становилось слышно почти все инструменты. Но всё-таки досадно, что при сегодняшнем развитии технологий качество звука так сильно менялось в зависимости от места на стадионе.
Зато группа находилась в отличной форме! Музыканты сохранили энергичный вид даже к финалу концерта, что очень и очень радует. Даже с трибун было заметно, что они до последней ноты выкладываются по полной! Эксл был в голосе, все три с лишним часа концерта охотно демонстрируя широту своего диапазона. Явно сказалось и то, что он, попав в AC/DC, вернулся к занятиям с педагогом по вокалу. Послушайте, например, запись с этого концерта «This I Love» и бисовой «Patience».
Кстати, все три часа у микрофона был не только Роуз. Дафф МакКэган, постоянно подпевавший, оттеняя голос Роуза, также побывал в роли фронтмена, исполнив проникновенный кавер песни Misfits «Attitude». Вообще все каверы на этом концерте были исполнены с душой, демонстрируя не только величие оригинала, но и то, за что мы любим Guns N’Roses – настоящий рок и яркие эмоции. «Wish You Were Here», с роскошными соло Слэша и его гитарным дуэтом с Ричардом Фортусом на лестнице, на самом верху сцены. «Black Hole Sun», кажется, звучала даже масштабнее, чем её исполняли сами Soundgarden. «Knockin’ on Heaven’s Door» многим уже кажется заезженной, звучащей в каждом пабе, но в масштабе стадиона будто сработал усилитель эмоций. Голосу Роуза удалось достучаться до сердец зрителей.
Трек-лист был составлен очень умно: рок-боевики чередовались с балладами, продолжительными интро и сочными соло Слэша в разных песнях. Сам по себе сольный номер Слэша был традиционным, завершившимся «Speak Softly Love (Love Theme From The Godfather)». Понятно, что публика требует, но выглядит это уже как-то совсем банально, от «слэшевского» соло хочется чего-то новенького.
Жаль, что для полного счастья не хватало на сцене барабанщика Мэтта Сорума. Без него партия барабанов была какой-то безликой и ничем особо не запомнившейся. Зато отрадно было увидеть в деле относительно новую участницу коллектива, клавишницу Мелиссу Риз. Она – не просто первая девушка в составе Guns’n’roses, но и интересный музыкант, чья игра на синтезаторах и бэк-вокал очень интересно вплелись в общую канву песен и удачно дополнили партии Диззи Рида, повелевавшего своим роскошным хаммондом на возвышении сцены.
Во второй половине концерта наступил вечер, стемнело, и как-то сразу стало атмосфернее и душевнее. Музыканты не переставали получать удовольствие от происходящего, видео-проекции на заднике и ступенях сцены стали наконец хорошо видны, а фейерверки смотрелись ярче. Особенно огненный дождь на «November Rain», где Эксл, естественно, сам сел за клавиши и играл, несмотря на массивные перстни на каждом пальце и груды браслетов на руках. А зрители поддерживали его танцующими огоньками своих мобильников. И было тех огоньков сильно больше 25 тысяч человек (полная вместимость арены – 45 тысяч, – прим. авт.)
К концу шоу уже хочется забыть про булькающий звук и какие-то “но”, и просто наслаждаться моментом. Это Guns’n’Roses – живые и настоящие, о концерте которых в детстве можно было только мечтать. И когда песни знакомы наизусть, всё недостающее дорисовывает музыкальная память. Самое важное – на сцене снова тот самый дуэт Слэша и Эксла (не будем принижать роли других участников). Именно эти двое и есть настоящий мотор группы, благодаря которому её хиты звучат на тысячу процентов мощнее. И нет, им совсем не пора на пенсию! И если в восприятии концерта и есть место ностальгии, то это не то чувство, что сводится к грустным мыслям об ушедшем, а то, что вызывает невероятный взрыв эмоций и желание снова жить на полную катушку!
Катерина МЕЖЕКОВА
Благодарим Евгению Ильичёву (SAV Entertainment) за аккредитацию.
Фото предоставлены SAV Entertainment. Авторы – Алексей Молчановский, Катарина Бензова.
Рекомендуем также ознакомиться с этим прекрасным фоторепортажем: https://www.facebook.com/serge.adamovich/posts/10214389941354910
Guns N’Roses: Лучше увидеть
От этой группы можно ожидать чего угодно, кто бы сомневался. Но чтобы такое! Узнав о возможности попасть на концерт за два часа до шоу, автор спокойно выдвинулся на мероприятие, и, зная репутацию мистера Роуза, предвкушал долгое ожидание его выхода на сцену. Так же спокойно ваш покорный слуга разглядывал мерч на подходе к стадиону и слушал доносящийся непонятный гул («разогрев», подумалось мне). И было полной неожиданностью, попав на стадион, увидеть Guns N’Roses уже на сцене!! Опоздать на «ганзов» в восемь часов вчера?! Такого ожидать было совсем невозможно!
Дальше — больше: оказалось, что группа сыграла уже десять песен (ой, мама дорогая!), а непонятный гул со стадиона – это и есть концерт великой группы! Настроение, безусловно, подпортилось, но был один плюс: группа в этом туре играет концерты по три с четверью часа, поэтому все главные хиты были еще впереди, и, как оказалось, двух с половиной часов было вполне достаточно!
Главные опасения при походах на стадионные концерты – звук. Читая отчёты и просматривая записи с недавних стадионных выступлений группы в Европе, я сделал однозначный вывод: со звуком у Guns N’Roses настоящая беда. А тут ещё почти неизвестная рок-публике «Открытие Арена» (домашний стадион футбольного клуба «Спартак»). Попав в танцпартер, понял, что боялся не зря. Звук и правда был «так себе морковка», а на трибунах, говорят, было ещё хуже. По ходу действия саунд немного наладился, и во второй части шоу было уже не совсем всё плохо. К искреннему удивлению, публики было действительно много: заполненные трибуны, почти такие же фан-зона и танцпартер. Организаторы явно не провалились, решив привезти этот реюнион. По бокам от сцены располагались два огромных экрана, над сценой – также экран внушительных размеров. На боковых транслировались в основном музыканты (разглядеть этих человечков на сцене было почти невозможно), а на заднем – видеоролики к каждой песне.
Ну а что же сами музыканты, как отдача, спортивно-музыкальная форма, вдохновение? Отвечаем: главное впечатление – что это хорошо отлаженный рок-конвейер. Музыканты находятся за работой. Думаете, это хорошо? Упс, а вот не в случае с Guns N’Roses! Впечатление, что группа отштамповывает песню за песней, и делает это как-то совсем уж буднично, хоть концерт был и в пятницу. Впрочем, Эксл старался. Не то, чтобы очень сильно лез из своих рваных однотипных штанишек, но иногда его голос действительно выдавал «те самые» нотки. Однако эмоционально «мистер Красная Бандана» не зажигал, пусть автора закидают за эти слова несвежими помидорами поклонники. Не было видно в его глазах первобытного огня и страсти (а крупных планов мы видели предостаточно). Заметно другое – при всём профессионализме работать так долго на сцене ему непросто. Повторюсь: чувство, что Эксл просто делает свою работу, никак не пропадало. Говоря ещё более простым языком: вдохновлять у него получалось на троечку.
А Слэш хорош! Эмоций сильных от него на сцене не требуется, зато с гитарой, с любимыми с детства соло, и с той самой шляпой было всё замечательно. Убеждаешься лишний раз: без Слэша это не «Ганзы». Остальные участники тоже работали как по тарифной ставке. Дафф проявил еще себя как вокалист, и это было весьма убедительно. За три с четвертью часа музыканты сыграли почти всё, что можно, включая балласт из «Chinese Democracy». Была и масса каверов, включая песни Pink Floyd и Soundgarden. Удивила публика – и своей многочисленностью, и тем, что на стадионе оказалось много тех, кто по внешнему виду скорее мог бы посетить концерт Стаса Михайлова или модную молодежную поп-тусовку. Причем такой «нерокерского вида» молодежи предостаточно! «Ну а что вы хотите, попса ведь», – пробрюзжат некоторые. Но когда Guns N’Roses играли «Sweet Child o’Mine», «You Could Be Mine», «Don’t Cry», «November Rain», «Knockin’ On Heavens Door», «Nightrain», «Paradise City» и другие хиты, зал стоял на ушах, и, несмотря на смазанный звук, веселил себя как мог, горланя любимые песни.
Когда на улице стало совсем темно, эмоции сразу усилились: ярче экраны, ярче пиротехника, глубже погружение. Под конец концерта Эксл вышел в красной ушанке с кокардой, чем немало повеселил публику. Ход стандартный, но работающий. Подводя итог, стоит сказать главное: побывать на концерте такой значимой группы безусловно приятно, тем более в почти классическом составе, со Слэшем! Впечатления останутся надолго, и они позитивные. А вот Роуз не смог себя до конца привести в физический порядок. Бросалось в глаза, как на концерте он потряхивал животиком и подбородком, и это явно мешало ему быть более энергичным. Для сравнения, Брюс Дикинсон, который на четыре года старше Эксла, и выглядит лучше, и скачет больше. Да, Роузу уже 56. И если он вырос в объёмах из своих коротеньких штанишек и не может «отрываться» по полной, надо брать другим: страстью и ярким исполнением, а вот с этим проблемы. Пусть лучше сет-лист был бы короче, но энергичнее и эмоциональнее. Но тогда автор пропустил бы всё самое важное. Поэтому, что ни делается… то не делается. Лучше увидеть, чем потом жалеть и сомневаться. Don’t cry tonight…
Сетлист: It’s So Easy, Mr. Brownstone, Chinese Democracy, Welcome to the Jungle, Double Talkin’ Jive, Better, Estranged, Live and Let Die (Wings), Slither (Velvet Revolver), Rocket Queen, Shadow of Your Love, You Could Be Mine, Attitude (Misfits), This I Love, Civil War, Yesterdays, Coma, гитарное соло Слэша /Speak Softly Love, Sweet Child O’ Mine, Wichita Lineman (Jimmy Webb), Don’t Cry, Used to Love Her, Wish You Were Here (Pink Floyd), November Rain (вступление – «Layla», Black Hole Sun (Soundgarden), Knockin’ on Heaven’s Door (Bob Dylan) (вступление – «Only Women bleed»), Nightrain. Бис: Patience, Madagascar, The Seeker (The Who), Paradise City.
Михаил СТЕБЛЕЦОВ
13 июля 2018 г.
Москва, стадион "Открытие арена"
SAV Entertainment