Vyacheslav Potapov “Water World” (2012/2017)
«Тварь ли я дрожащая или право имею?» Как известно, именно с таким вопросом в глубине своей мятущейся души столкнулся главный герой романа Достоевского «Преступление и наказание». В несколько модифицированной форме данный вопрос, по всей видимости, неоднократно задавал себе Вячеслав Потапов, композитор, аранжировщик и бас-гитарист, живущий в Алма-Ате (Казахстан). Этот город явно не является центром прогрессивного рока и не обладает соответствующими традициями. Даже в Москве и Санкт-Петербурге музыкантам приходится тратить годы, чтобы сформировать коллектив единомышленников… «Имею ли я право в одиночку записывать прог-роковые альбомы, не собрав рок-группы»? – именно так может звучать модифицированная версия судьбоносного вопроса. Вячеслав Потапов ответил «да», и об этом говорит дискография – альбом “Water World”, выпущенный в цифровом виде в 2012 году и переизданный на физическом носителе в 2017 году, – уже шестой полноформатный релиз музыканта.
Вячеслав Потапов исполняет не встречавшуюся ранее и не поддающуюся классификации версию авант-прога. “Water World” – набор полностью инструментальных сложноструктурированных композиций, характеризующихся частой сменой музыкальных рисунков, то есть высокой степенью событийности, а также гармониями, если и характерными для какого-то стиля, то именно для авант-прога, а также для каких-то редких видов современного джаза. Саунд формируют бас-гитара и электрическая гитара вкупе с филигранно запрограммированными ударными, клавишными, «струнными» и «духовыми». Цельности альбому придают звуковые эффекты, отражающие повседневное существование водного мира.
Вполне возможно, что с живыми барабанами, фортепиано, скрипками, тромбоном и саксофоном, а также с настоящим хаммонд-органом, “Water World” прозвучал бы гораздо убедительнее, но для домашней записи всё сделано выше всяческих похвал. Лучшие треки – динамичный опус “Geyser” с чередованием плотных фрагментов и «пауз с воздухом», а также 10-минутная титульная композиция, завершающая альбом.
Правда, на протяжении 50 минут Потапову всё-таки не удаётся держать слушателя в напряжении, треки не сильно отличаются друг от друга, и «предпредпоследний» альбом “Lilac Garden” (2005 год) в этом плане кажется более удачным. Тем не менее, потенциал Потапова как композитора и аранжировщика – громадный, что доказывает, в частности, выпущенный в том же году сингл “The Shadow”, который мог бы быть прекрасным саундтреком к шпионскому сериалу. Так что прогрессив-рок из Казахстана – реальность, причём весьма приятная!
Рецензия опубликована в #81
avant prog/contemporary jazz
Self-Released