Восточный синдром «С ключами на носу» (1988/2010)
post punk / psychedelic / art rock 8/10
Trail Records
В истории российской рок-музыки еще много белых пятен. К счастью, они постепенно закрашиваются. Так, американская фирма Trail Records (основанная нашими соотечественниками) переиздала два альбома магаданской группы «Восточный синдром»: «Студия-13» (1987) и «С ключами на носу» (1988). И если дебютник был достаточно хорошо известен и имел хождение в качестве магнитоальбома (процесс его создания красочно описан А. Кушниром в книге «100 магнитоальбомов русского рока»), то «С ключами на носу» в свое время «официально» издан не был, а его оригинальная мастер-лента лишь недавно была найдена в Магадане. Запись была оцифрована, отреставрирована и тщательно отредактирована при участии музыкантов группы на двух студиях в Санкт-Петербурге и Нью-Йорке в 2009-2010 годах, дополнена бонус-треками и наконец-то издана. История «Восточного синдрома» полна сложных поворотов и потерь; по сути, большой потенциал этой интереснейшей группы, совмещавшей в своем творчестве самобытное прочтение пост-панка и «русскую» психоделику, остался не раскрытым, и даже после переезда в Санкт-Петербург команда не смогла реализовать себя. Кроме того, группу раздирали внутренние противоречия. Так, второй альбом был записан уже без участия одного из ее основателей, талантливого поэта и музыканта Андрея Неустроева. ««Восточный синдром» без Неустроева напрашивался на очевидную аналогию с Pink Floуd без Сида Барретта», — пишет А. Кушнир, и, вероятно, в этом есть доля правды. Тем не менее, «С ключами на носу» получился весьма сильной и цельной работой на стыке гитарной «новой волны», психоделии и прогрессив-рока. Желающие, безусловно, смогут углядеть в музыке влияние Talking Heads и King Crimson 80-х. Можно увидеть параллели и с творчеством питерской группы «Джунгли», которые с «ВС» явно были «братьями по разуму»: по части изысканности аранжировок, ажурности басовых линий, ритмической игры эти группы могут посоперничать друг с другом. Но в музыке «Восточного синдрома» присутствует холодноватая отстраненность, даже чувство безысходности, и при этом какая-то «сибирская» отвязность, неприкаянность, бунтарский «перестроечный» дух. Нервная, «дерганая» энергетика заглавной композиции («СКНН») или напряженная экспрессия «Скольжения» сочетаются с плавной, расслабляющей лирикой «Китая» и возвышенным пафосом «Реквиема незнакомцу». Остается добавить, что судьба второго лидера «ВС», вокалиста и гитариста Константина Битюкова, также оказалась печальной: уже в «наше время», в 2004 году он скончался в Москве от инсульта, после того как больницы отказались принимать его без страховки и регистрации…
InRock #53