Dream Fest (PuzzleWood, Reds’Cool, Dream Theater): Издержки восприятия
Июнь 27, 2019
Елена Савицкая (257 статей)
Поделиться

Dream Fest (PuzzleWood, Reds’Cool, Dream Theater): Издержки восприятия

Фестиваль по сути своей должен быть праздником, но часто случается, что к ожидаемой группе-хедлайнеру просто пристёгивают пару команд, которые воспринимаются всё равно как разогрев. «Dream Fest» с участием флагманов прогрессивного металла Dream Theater был изначально задумкой довольно спорной. С одной стороны, отечественные коллективы получают возможность выйти на широкую аудиторию, с другой – от основной команды «откусывается» драгоценное время.

Вдобавок уже стало известно, что никакого «Metropolis Pt. 2: Scenes from a Memory», исполнявшегося целиком на американской секции тура, не будет, группа отыграет полтора часа нового и кое-что из старого материала, Джеймс ЛаБри опять не в голосе, ибо чем-то отравился… В общем, начитавшись «интернетов», идти на концерт уже не очень-то и хотелось. Но неужели можно пропустить Dream Theater – группу, о приезде которой в Россию когда-то можно было лишь мечтать? Решительно никак!

Первую команду, московскую PuzzleWood, мы уже отмечали на страницах журнала как весьма перспективных представителей модерн-прога, и в грязь лицом музыканты не ударили. А ведь команда это клубная, наверняка прежде в столь больших залах не выступала! Думается, и перед самими King Crimson они смотрелись бы вполне уместно, если бы, конечно, Роберт Фрипп терпел какие-то разогревы. Лидер коллектива, вокалист и гитарист Антон Легатов выглядел весьма импозантно в своём расшитом кафтане, почти как выступавший накануне в Москве Алан Парсонс (который, правда, в этот приезд от кафтана решил отказаться). А ещё PuzzleWood представил публике новую клавишницу Ольгу Петрунину. Тягучий интровертный прогрессив «Пазлвуда» (не лишённый и блюзовых тонов, как в завершившей сет «Stay Away From My VooDoo») многим пришёлся по душе. По крайней мере, слушали ребят довольно внимательно, хотя были и те, кто не «врубился», сочтя музыку слишком сложной и унылой.

А вот питерская Reds’Cool показалась мало подходящей для «праздника интеллектуальной музыки», ибо играла самый что ни на есть глэм-рок. Или, даже можно сказать, «пудель-рок», ибо причёска вокалиста в лучших традициях 80-х как раз напоминала об этих милых собачках. Весёлые и бодрые песенки Reds’Cool тоже не вызвали отторжения у зала, но сет затянулся, и последние вещи три были явно лишними. К тому же клавишные шли с «подложки» (исполнителя на данном инструменте в составе не было), что подрывало доверие к «живой» подаче.

Затем 15 минут электронной музыки и… Зазвучало тревожно-героическое «симфо»-инструментальное интро (это был трек американского дуэта Two Steps From Hell, прославившегося музыкой к фильмам и компьютерным играм), и на сцену почти в полной темноте вышли пятеро – два Джона, Джеймс, Джордан и Майк. Открыла сет-лист Dream Theater первая вещь из нового альбома – довольно мелодичная, хотя и весьма напористо-прогрессивная «Untethered Angel».

Следующая композиция – развёрнутая «A Nightmare to Remember» (ещё одна «открывашка», на сей раз из альбома «Black Clouds & Silver Linings») запомнилась мрачно-эпическим настроением и эффектным выходом на авансцену Рудесса с его новым кейтаром в виде ножа-мачете (основной его инструмент, чудо-Korg на вращающейся стойке, дополнялся тачпадом и прочими продвинутыми гаджетами). По окончании композиции ЛаБри разразился речью о том, как здорово вновь быть в России. По словам певца, в нашей стране он посетил три города – «Moscow, Saint Petersburg and Kras-no-dar» (последнее название было произнесено с неподражаемым американским акцентом). Причём именно Kras-no-dar своим климатом, холмами и горами напоминает ему… Калифорнию! Так что все, кто не попал в Голливуд, срочно в Краснодар… А мы напомним, что в Краснодаре ЛаБри сотрудничал с местными музыкантами, записывал проект True Symphonic Rockestra, да и, судя по всему, просто неплохо проводил время. В общем, не один зарубежный рок-стар «потерял свою звезду» в этом славном городе.

Немного о визуальном ряде. На сей раз он был довольно скромным. Сцена представляла собой двухэтажную конструкцию – за барабанной установкой высился подиум, на который взбирался для «прогулки» то ЛаБри, то Петруччи. При этом многих удивило отсутствие экранов, которые давно стали привычной частью шоу Dream Theater. Это отчасти компенсировалось световым разнообразием: на заднике громоздились почти что строительные леса с прожекторами, чьи лучи создавали параллельную музыкальной световую партитуру.

Внимание приковывала микрофонная стойка Джеймса ЛаБри в виде «кибернетической руки», держащей череп, в макушку которого, собственно, и вставлялся электроакустический прибор. (Сей дизайн намекал на обложку нового альбома «Distance Over Time»). Этой самой стойкой, несмотря на её внушительные размеры и явно немалый вес, певец время от времени непринуждённо помахивал и даже жонглировал, демонстрируя хорошую физическую форму. Что же касается вокальных кондиций, то причин придираться к ним не было: все высокие ноты Джеймс прекрасно вытягивал, голос звучал насыщенно и мощно, претензии можно было предъявить разве что к более низким тонам, скрывавшимся в миксе. Но это, скорее, стоит объяснить некой кашеобразностью звучания, увы, присущей клубу «Adrenaline Stadium». Концерты здесь проходят нечасто, что, видимо, и является источником проблем.

«Fall Into the Light» – вновь из нового альбома. Её средняя балладная часть с западающим в душу «средневековым» соло Петруччи зал по подсказке ЛаБри даже пытался подпеть (вышло не очень – ещё не выучили). А вот «Peruvian Skies» из легендарного «Falling into Infinity» (1997) с её мрачной экзотикой с самого начала встретили аплодисментами (правда, именно в ней Джеймс пару раз промахнулся мимо нот, ну да кто это заметил…). Новая «Barstool Warrior» претендовала на роль лирического центра шоу и была вполне неплоха в этом качестве, хотя тягучая мелодия припева и основанные на ней гитарные соло показались до ужаса банальными.

Да и тема для творчества Dream Theater довольно заезженная: одиночество и алкоголь (правда, вторая часть песни посвящена женщине, состоящей в «абьюзных отношениях» – такое сегодня обсуждать очень актуально). Вслед за этим прозвучали две «истинно-прогрессивных» композиции – «In the Presence of Enemies» с её закрученным басово-гитарным риффом и сногсшибательный инструментал «The Dance of Eternity» из «Scenes…», где было всё, что мы любим – виртуозность, полётность, сольные фрагменты и головоломное «двухгрифовое поливалово» (простите, но иначе не скажешь) Маянга и Петруччи, яркое вкрапление регтайма в исполнении Рудесса и почти что каприс Паганини у повелителя семи струн… Без перерыва эта феерия перешла в коронную «Lie» с её жёстким, даже агрессивным настроением, перекличками ЛаБри с залом, и, конечно, фантастическим «лейтмотивом зеркала» у клавишных – пусть звучащим в отрыве от всего контекста альбома «Awake», но всё равно волшебно. А затем – ещё одна композиция из нового альбома – помпезная «Pale Blue Dot», поставившая жирную точку в завершение основного сета.

Да, был ещё бис – «As I Am» с альбома «Train of Thoughts», который по выходу воспринимался как самый спорный и «непрогрессивный»… А теперь эта вещь звучит как безусловный метал-хит. После этого великолепная пятёрка раскланялась, всем своим видом давая понять, что продолжения уже не будет. Выступление Dream Theater продлилось ровно полтора часа. И всё?! Если кто-то, особенно фанаты в первых рядах, были счастливы любому появлению обожаемой группы, то с «галёрки» донеслись весьма нелицеприятные возгласы. Автор сих строк особого разочарования не испытывал, однако и радости тоже. Было впечатление, что команда профессионалов чётко отработала строго продуманную программу, но эмоционально это выступление затронуло мало. Автор далёк от того, чтобы критиковать «послепортновскую» версию группы (тем более что Майк Манджини отыграл безупречно, и, как прежде, с лучезарной улыбкой на лице), но какой-то искры музыкантам не хватает.

Возможно, это вопрос подбора репертуара, в котором не нашлось место ярким ранним вещам, или же проблема личного восприятия автора сих строк. Подождём следующего раза и проверим, вернулась ли искра вдохновения к мастерам прог-метала.

Сет-лист Dream Theater: Untethered Angel, A Nightmare to Remember, Fall Into the Light, Peruvian Skies, Barstool Warrior, In the Presence of Enemies Part I, The Dance of Eternity, Lie, Pale Blue Dot. Бис: As I Am.

Елена САВИЦКАЯ
Фото – Катерина Межекова.
Благодарим Евгению Ильичёву (SAV Entertainment) за аккредитацию.

Весь фоторепортаж:


https://vk.com/album-2548741_264138763

Общее впечатление

11 июня 2019 г.
Москва, "Adrenaline Stadium"
SAV Entertainment

Елена Савицкая

Елена Савицкая