Vangelis «Nocturne. The Piano Album» (2019)
Маршруты творчества неисповедимы. Эвaнгелос Одиссeас Папатанасиу, известный рок-, арт- и киномузыкальному миру как Вангелис, за полвека проделал путь от прог-рока с балканским привкусом к неспешным и благоухающим ноктюрнам, ночным, блестящим отраженным блеском пьесам для фортепиано и струнных. До нынешнего фортепианного великолепия была и великая группа Aphrodite’s Child, в которой Вангелис творил прог-рок вместе с Демисом Руссосом. Но в творчестве музыкант ни разу себе не изменил, всегда был медитативен, задумчив и неспешен.
Вангелис впервые сделал запись на рояле и справился со всей работой сам, лишь на одном треке появляется гостевое фортепиано Ирины Валентиновой – это «Movement 9» из вокальной симфонии «Mythodea», которая в 2001-м стала официальной музыкой миссии NASA «Mars Odyssey», и, кроме того, исполнялась в храме Зевса в Афинах перед Олимпиадой-2004. А ведь есть ещё памятный трек «To the Unknown Man» из альбома Spiral (1977) – он победил на MIDEM 1978 года.
Вангелис писал электронные насыщенные и напыщенные пьесы, такие как «La Petite Fille de la Mer» («L’Apocalypse des animaux», 1972), делал заслуженно успешную (премии «Оскар» и «Грэмми») музыку к фильмам «Chariots of Fire» («Огненные колесницы», 1981), «Бегущий по лезвию» и «1492: Завоевание рая» (номинация на «Золотой глобус», 1992). И вот теперь оказалось, что композиции оттуда были ноктюрнами (!) – музыкой просветлённой ночи, размышления и покоя. Есть на альбоме и 11 новых треков – «Nocturnal Promenade» (эта пьеса стала первым синглом), а также «Through the Night Mist», «Sweet Nostalgia» и «Lonesome», вполне созвучных коллекции бриллиантов из прошлого.
Музыки, сыгранной с умным видом и с прекрасным звуком, было немало во все времена. Но, думается, Вангелису всегда хотелось видеть себя именно вот так – серьёзным композитором за белым роялем, мастером не только поп-эстетики, но и «большой» музыки, пусть и с аккуратными фоновыми отзвуками электроники. Вангелис обладает удивительным талантом писать музыку захватывающую и романтичную, которая представляется глубокой, оставаясь доходчивой и доставляющей удовольствие. При этом альбом звучит вовсе не как академический, хотя и проходит в каталогах по категории «Classic». Это музыка скорее фоновая и иллюстративная, взрывов эмоций и развития трагедий в ней нет, название «Ноктюрн» ей идеально подходит. Это звуковые стихотворения, взгляд в небеса, красота, ускользающая, но оставляющая слушателям воспоминание о себе, свою тень – на память.
Рецензия опубликована в #90
neoclassical
Decca