Tori Amos «Unrepentant Geraldines» (2014)
Сентябрь 17, 2014
Владимир Импалер (1137 статей)
Поделиться

Tori Amos «Unrepentant Geraldines» (2014)

art pop 9/10
Mercury Classics/Decca/Universal

Начну этот текст неправильно. Дело в том, что рецензент никогда не мог похвастать тем, что хорошо, тонко чувствует музыку Тори Эймос. Было очевидно, что она прекрасна и умна – что ж с того? Это признание – прямое следствие того, что новый альбом певицы вот взял и влюбил в себя. А это, как говорится, пусть происходит – и лучше поздно, чем никогда.
Академический лейбл, на котором вышел «Unrepentant Geraldines», предполагает, как минимум, глубину, строгость и внятность релиза. У Тори всё точно и даже архитектурно. Стремление к серьезности привело к прекрасному результату – Эймос раскрылась, как бабочка, и «полетела» – мягко и ровно. Она нашла себя в уникальном камерном стиле, который не прост и не наивен, в нём слышны медитация и экстравертность. Фортепиано «Bösendorfer» Эймос и гитара Мака Аладдина сдержаны и аккуратны, но в итоге получается, что она то ли соблазняет, то ли дразнит. Изысканный арт-поп американки достоин того, чтобы стать новой «классикой».
Красота музыки, меланхоличный звук на грани фолка, гитарные украшения – родом напрямую из 70-х. Первый, кто появился в памяти – ранний сольный Маккартни, столь же мелодически ясный и, в тоже время, прихотливый. Новую Тори хочется сравнивать и со звездами старого арт-фолка, с эпохой великих. Но она давно сформировала собственный узнаваемый стиль, хотя можно вспомнить Сэнди Дэнни и Джони Митчелл. Тут попросим понять – этот разговор не о тембрах или приемах, а об открытости образа, напряжении, горении духа и о ясности музыкальной мысли. Просветленные, тянущиеся ноты напомнили также Бьорк, но, конечно, без безумных вокальных сюрпризов исландки.
Тори одержима историями женщин. Но ее феминизм оказывается естественным – и остается собой, не скатываясь в подобие экстремизма. Философствование считается занятием не очень-то женскими. Эймос смогла всё сделать чутко, эстетично и без пустого умничания. Тори рассказывает о женской доле в неожиданном ракурсе, например, в песне «Promise» – вместе со своей дочерью с «редким» именем Natashya. Темы альбома – старение, страхи и насилие, и, в целом, песни о женской судьбинушке, но не «наш» традиционный вскрик-всхлип, а наблюдения и размышления.
В альбоме много красок – и ответственность, и смелость, и духовность, и парадоксальная сексуальность. Тори записала взрослый и захватывающий альбом, начисто лишенный пафоса. Его даже захотелось в какой-то момент считать первым в дискографии певицы. Эмоционально и эстетически Эймос создает полновесный образ, отрывается от парадоксов и комплексов нынешней эпохи, подобными проблемами вообще неозабоченной. Но архаикой или поклоном назад альбом тоже не становится, поэтому остается уверенность, что он, оглянувшись, делает парадоксальный шаг вперед – создавая эпоху новую.

Владимир Импалер

Владимир Импалер