Port Mone «Thou» (2014)
post rock/psychedelic 8/10
Hevhetia
С первых тактов альбома минчане Port Mone словно проводят маршрут развития своей музыки – от Киммо Похьонена к Яну Тирсену. Но белорус – медитативней француза. Под музыку Port Mone трудно представить пейзаж, маленький магазинчик, старую улицу, большое море. Она скорее про отвлеченные понятия, допустим, про путь от одного края жизни к другому. Это специфический, болотный по настроению и философский по сути инструментальный пост-рок.
Группа выпустила новый альбом в Словакии. Хотя до Минска оттуда недалеко, но это Европа. Музыканты – и наши, и из «бывших наших», отправляются записываться в Лондон и в Лос-Анджелес, но ничего гениального почему-то оттуда не привозят. А Port Mone поехали к соседям, живущим в близком ритме, но приученным к более высоким стандартам качества и сознательности.
Музыку не получится определить просто как «медитативную», она тягуча, словно мёд. Можно долго слушать тянущийся гул аккордеона Алексея Ворсобы, который гнет и сжимает душу, задает настроение. Бас Алексея Ванчука нетороплив и сдержан. Шуршащие, словно хвоей, ударные Сергей Кравченко, кажется, заняты только своими проблемами, но каждый раз делают именно то, что надо – отвечают за затягивающий в медитацию ритм. «Thou» очень силен – как и предыдущий «Dip», выпущенный на лейбле «Геометрия» (его, наверное, еще можно найти в Москве). Музыка осталась между медитацией и колдовством, но отношение к ней стало серьезней.
Далее немного обыкновенного чуда. Группа записала альбом частично в лесу – это игра, но это не шутка. Диск посвящен возвращению к корням, что, наверное, близко европейскому уму. Композиции спонтанны и естественны, даже хочется выглянуть в окно – что там, не лес ли вдруг поднялся. Играют так на гармошке в лесу? Да, когда слова заканчиваются. Слушатель начинает пританцовывать, сам еще не понимая, почему. В этой работе с психикой во многом суть пост-роковых приемов. Но «Порт Моне» – не светлая музыка, это не светлый лес, и игра далеко не всегда – простое удовольствие. В ней доминируют тревога и достаточно нервных настроений. Альбом, скорее – путь в неизвестное, чем разрешение проблем.
Возможности для продвижения и раскрытия подобных групп у нас, мягко говоря, непонятны. Результат в чём-то печален – минчане покоряют западнославянские и германские умы, благо музыка по уровню вполне соответствует тамошним критериям. Среди их недавних концертов в России был только один – в июле 2014-го трио играло в московском клубе «Мастерская». Опять приходится кричать в пустоту продюсерских ушей: вот – рядом с нами есть нечто достойное… Дальше же почему-то хочется продолжать только матом, а к музыке это точно не имеет никакого отношения, потому тут и придется закончить.