Haken «The Mountain» (2013)
Октябрь 14, 2013
Елена Савицкая (261 статей)
Поделиться

Haken «The Mountain» (2013)

progmetal/progrock 9/10
Inside Out

Третий студийный альбом «The Mountain» британской группы Haken является вершиной и их творчества, и современного прогрессивного металла в целом! Это, действительно, гора, которую очень трудно будет покорить прог-металлистам. Может быть, лучший прог-металлический альбом со времен «Remedy Lane» Pain Of Salvation… Что же побудило рецензента сделать такие более чем благожелательные выводы?
Дело в том, что предыдущие два релиза этой группы представляли собой музыку в традиции Dream Theater. Нет, конечно, Haken никогда не были клоном бывшей группы Майка Портного, но внимательное прослушивание как вокальных партий, так и инструментальных «секций» четко указывало, «откуда растут ноги» у всего этого.
На новом же альбоме ансамбль под руководством композитора, гитариста и клавишника Ричарда Хеншэлла как будто прыгнул выше головы, как в композиционной сфере, так и в плане создаваемого музыкой настроения. Вы можете представить себе прог-металлический альбом, в котором сочетались бы фортепианные баллады («The Path», «As Death Embraces»), вокальное многоголосие и полифония в духе Gentle Giant («Cockroach King», «Somebody»), пение a capella («Because It’s There»), и, собственно, эпичный прог-метал с ближневосточной мелодикой («Pareidolia») и без таковой («Falling Back To Earth»)? И всё это – прекрасно сыграно и записано, музыканты – крутейшие виртуозы, но при этом не стремятся демонстрировать технику игры ради самой техники. Почти в каждом треке – красивые мелодии и непредсказуемое композиционное развитие.
При прослушивании «The Mountain» периодически проскальзывают ассоциации с самой разной музыкой. Это не только уже упоминавшиеся Dream Theater и Gentle Giant (в «Somebody», и не только в ней, вокал Росса Дженнингса сильно напоминает Керри Минниэра), но и Queen, Rush, Threshold, Orphanage. Можно назвать также To-Mera (см. рецензию на их последний альбом в InRock #60) – британскую группу, в которой Ричард Хеншэлл также играет на клавишах, а басист Haken Томас Маклин выступает в качестве гитариста. Однако при этом чувствуется свой специфический почерк, саунд Haken – вполне самостоятельный. И называть стиль альбома «The Mountain» прог-металом, наверное, вообще не вполне корректно, рамки этой музыки шире. Ну, или это такой «прог-метал десятых годов двадцать первого века». Спектр настроений и эмоций, возникающих после прослушивания альбома, описать почти невозможно, и это не может не радовать. Тут и помпезность, и «готичность», и агрессия, и меланхолия, и светлая печаль, и ощущение тайны, и многое другое. Любая композиция альбома имеет свою изюминку и может сильно зацепить слушателя, но в числе самых лучших я бы отметил «Cockroach King», «Because It’s There», «Somebody».
Не стоит рекомендовать альбом разве что самым «упертым» поклонникам RIO, а также тем, у кого любые, даже самые отдаленные, ассоциации с Dream Theater вызывают сильнейшую душевную травму.

Опубликовано в InRock №61

Елена Савицкая

Елена Савицкая