The Flower Kings «Islands» (2020)
Новый альбом прогрессив-мастеров The Flower Kings вышел куда раньше, чем ожидалось – не прошло и года с предыдущего «Waiting for Miracles» (2019). «Виной» тому пандемия – группа не могла гастролировать, отменились назначенные выступления на крупных фестивалях… Но даже самые непростые обстоятельства музыканты смогли обернуть себе во благо: при помощи вездесущего интернета, пересылая друг другу файлы и обсуждая все детали в письмах, записали новый альбом, названный «Islands». По словам мастермайнда группы Ройне Столта, острова – это символ изоляции, потерь и страха разобщённости. Участники TFK и сами ныне разбросаны по разным странам: гитарист и вокалист Ройне Столт и вокалист/гитарист Хассе Фрёберг живут в Швеции, басист Йонас Рейнголд обитает в Австрии, клавишник Зак Каминс – в США, барабанщик Миркко ДеМайо – в Италии. И пусть альбом «Islands» лет сто назад уже был у King Crimson, с тех пор много воды утекло, и острова из метафоры психоделического путешествия превратились в символ одиночества. Очень кстати у великого Роджера Дина нашлась подходящая обложка. И вот перед нами маленькое чудо – новый двойной альбом The Flower Kings.
На «Islands», как и на «Waiting for Miracles», нет 20-минутных эпиков, концептуальных нагромождений и всевозможных «божественных длиннот». Альбом представляет собой цикл из двадцати одной композиции, объединённых общими темами и переходами в большое красочное полотно (треки идут без пауз, а разделение на два диска выполнено драматургически очень точно). Можно сказать, что в своём нынешнем творчестве The Flower Kings стараются не грузить слушателя долгими глубокомысленными рассуждениями. Музыканты отходят от излишне патетического, а тем более – утяжелённого звучания, свойственного некоторым их предыдущим работам, приближаясь к прояснённому песенному стилю, нередко вновь с отсылками к «классикам» – The Beatles, Queen, Simon & Garfunkel, ранним Yes, Pink Floyd. Но есть здесь, разумеется, и то, что нужно уху искушённого меломана: уже упомянутые связки-лейтмотивы, «симфонические» аранжировки, собственно «классические» влияния, виртуозные фрагменты, фактурная и смысловая многослойность. Хотя за каждой композицией стоят глубокие переживания, острые вопросы, в том числе политические, а порой – и скорбные эмоции (альбом посвящён памяти матери Ройне Столта, скончавшейся в пандемию), в целом музыка производит скорее просветляющее, воодушевляющее и терапевтически-успокоительное воздействие. Видимо, это было нужно и самим музыкантам.
Хочется, конечно, написать пару слов почти о каждой композиции, да почему бы и не сделать этого? Вступительная «Racing With Blinders On» с её «муговскими» завихрениями настраивает на тревожный лад. По контрасту «From the Ground» – тёплая и несколько патриархальная песня в исполнении Столта, рассказывающая о том, как всё живое и настоящее произрастает из земли (хочется добавить, «не ведая стыда»). Она немного похожа на старинный танец (потом её бесхитростный проигрыш появится у квази-гобоя в «Solaris» – как воспоминание о давно ушедшем). В «Black Swan», с одной стороны, чувствуется определённое влияние Queen, о чём свидетельствует и характерный гитарный росчерк а-ля Брайан Мэй, и театрализованно-приподнятый вокал Фрёберга, и даже «точечные» подпевки. С другой стороны, Ройне Столт в одном из интервью обмолвился, что песня написана под впечатлением от одноименного фильма режиссёра Д. Аронофски, посвящённого постановке «Лебединого озера» в Нью-Йорке (героиня там медленно сходит с ума, а тема безумия для рока, как известно, одна из самых притягательных). Отсюда начинается линия «классических» влияний на альбоме. «Morning News» – ещё одна спокойная и приглушённая песня в духе Маккартни, с лёгкими дробями ударных ДеМайо и равномерным битом «резинового баса» (так указано в буклете) Рейнголда. Но песня эта тоже с «двойным дном»: о том как «смерть раскрывается, словно роза», а герой слышит о собственном «уходе» в утренних новостях… Даже если она была написана Столтом давно, то сегодня звучит как нельзя более актуально.
«Broken» – радостно-светлая, с звенящей на одной ноте мелодией запева, отсветом Yes и мечтами об открытом небе – настоящий прог-хит. В её середине «клубящееся» столкновение клавишных и гитарных мотивов производит впечатление борьбы высших сил. Сентиментальна «Goodbye Outrage» с её пиццикато синти-струнных. Самая длинная вещь альбома, девятиминутная «Solaris» – это маленькое путешествие по стилям и разным периодам творчества самих TFK, но главным в ней становится образ преодоления, отсылающий к одной из тем «Stardust We Are». На втором диске ей соответствует «Northern Lights» с её «зимней» застылостью и загадочным мерцанием тембров. Вообще, многие композиции из разных частей альбома как бы перекликаются друг с другом. «Morning News» рифмуется с вальсовой «Heart of the Valley» – здесь в поэтическом тексте тема смерти преобразуется в ликующую тему мира, раскрывающегося «словно роза», однако её воспаряющие слова в «Telescope» (второй диск) звучат уныло и устало.
Невозможно не отметить и довольно неожиданную для TFK «Tangerine» с её соул-интонациями и фанк-ритмами. Вокал распределяется здесь между Столтом и Фрёбергом (чей голос в низком регистре почти неузнаваем), которые вступают в полуимпровизационный психоделический диалог. Этой песне на втором диске отвечает «Fool’s Gold» (на излюбленную Столтом тему власти золота) с гарцующе-парящим ритмом баса. «Journeyman» и «Hidden Angels» – коротенькие джаз-роковые инструменталы. Стремительную «Serpentine» очень украшает сопрано-саксофон Роба Таунсенда (он известен по сотрудничеству со Стивом Хаккетом, The Sea Within и др.; кстати, его локация была пятой – Роб записывался в Дании). Звучание этого инструмента в коде привносит лёгкий элемент авант-роковости, напоминая об Aranis и Miriodor. Но темы, в затрагиваемые этой в композиции, серьёзны — людские страдания, голод, жестокость. А добродушная предпоследняя «Between Hope & Fear», вновь отсылающая то ли к поздним The Beatles, то ли даже к диксиленду, закольцовывается с «From the Ground» и «Morning News».
Несколько особняком стоит открывающая второй диск песня «All I Need Is Love» авторства Хассе Фрёберга. Если не ошибаюсь, это первая полностью сочинённая им вещь на альбомах TFK со времён «Life Will Kill You» из «Paradox Hotel» (2006), всё остальное уходит сейчас в его собственную группу HFMC. И это не перепевка The Beatles, а нечто совсем иное. Лирический герой не просто ищет любви (пусть даже всеобщей), он отчаянно хочет вырваться из застенков духовного одиночества и перенестись куда-то в лучший мир. Открываясь меланхоличным вступлением струнных, песня довольно резко «перековывается» в драматичный минорный рок-хит. Рваная, раскручивающаяся подобно пружине мелодия запева под акустистическую гитару в духе то ли латино, то ли фламенко уравновешивается плавным, но при этом взволнованно-эмоциональным припевом, в котором узнаётся тема из струнного вступления (и, между прочим, на 7/8). Средняя инструментальная часть приводит к замедленно-ленивому гитарному соло Столта в гилморовском духе, а затем – к подъёму и ещё более яркому старту репризы. Надо отметить, что спето всё исключительно вдохновенно и сильно. Это – кульминация и лично мой любимый трек на альбоме.
Важное объединяющее значение несут отдельные гитарно-клавишные темы, как бы вырастающие одна из другой. Их путь лежит от динамичной «Racing With Blinders On» к закрывающему первый диск треку «Man in a Two Peace Suit» (или всё-таки two piece? игра слов, как обычно), инструменталам «Looking For Answers» и «A New Species», коде «Between Hope & Fear» и гимническому финалу «Islands». Одна из этих тем – мелодия широкого дыхания, романтическая, немного выспренная, со скачком наверх и последующим плавным спуском. Можно назвать её темой надежды – по крайней мере, такое настроение она дарит. Вторая – вздымающаяся, торжественная и помпезная, именно она закрывает альбом. Классическая тема The Flower Kings, для создания которой Ройне Столт не пожалел самых возвышенных красок (и, кстати, придумана она была именно на острове, во время отпуска, когда ещё никто и не знал о злобном вирусе…).
Возвращаясь к вопросу о «симфонизме»: это ещё одна из «фишек» альбома. Правда, оркестровые аранжировки сделаны на сей раз целиком на синтезаторах – в отличие, например, от прошлогодней «Ascending to the Stars» с «живыми» струнными, добавленными с синти-оркестру. И хотя тембры современных «стрингз» звучат очень достоверно, порой кажется, что их даже многовато. А мерещащиеся тут и там намёки на Чайковского после упоминания о балетном бэкграунде «Black Swan» уже не кажутся столь призрачными. Характерна и собственная вещь Зака Каминса – «кинематографический» инструментал «A New Species», в котором можно услышать и отзвуки Прокофьева (ой, опять!), и красочную игру гармоний, и безумное сплетение виртуозных линий клавишных и баса. Вообще, Каминс внёс в альбом ещё больший вклад, чем в предыдущий раз, и многие вещи написаны им совместно со Столтом. Хотя в обсуждении аранжировок участвовали все музыканты TFK. Ещё одно измерение дают различные «хоры», в том числе католические песнопения на латыни. Они напоминают о характерной для TFK теме взаимоотношений человека и Бога, настраивают на размышления о вечном, служа обрамлением «Looking for Answers» – великолепной сольной работе в ряду гитарных инструменталов Ройне Столта.
И последний момент, который хотелось бы затронуть в этой разросшейся до неприличия рецензии – или, скорее, эссе. Свой прошлый альбом группа записывала в дорогостоящей студии Бенни Андерсона в Стокгольме, где музыканты собирались на несколько дней все вместе, этот – дистанционно. Хорошо, что технологии позволяют это делать, а у барабанщика, к примеру, есть своя база-студия со всем необходимым оборудованием (не в последнюю очередь заметим, что Миркко, помимо обычных ударных, привнёс в партитуру массу разнообразной перкуссии, в том числе восточной, что тоже создаёт свой колорит). Есть ли разница в качестве звучания? На мой взгляд, она есть, но чисто субъективная. Может быть, «Islands» звучит чуть более приглушённо и сдержанно, чем предыдущий альбом, но в целом эта работа не снизила привычную планку качества записей The Flower Kings. Все инструменты сбалансированны, прослушиваются изысканные детали, коих множество, отлично записан вокал. Нет впечатления, что музыканты «не вместе». Они – вместе, пусть и на расстоянии.
А главное – музыка дарит нам необходимую дозу утешения и надежды. Каждый из «островов» – прекрасен, загадочен и притягателен. Если прослушать альбом несколько раз целиком, то он предстанет перед вами во всей своей цельности и полноте, с системой музыкальных и смысловых связей, с массой красивых тем, с ответами на сложные вопросы, даже высказанными без слов. С накатывающей широкой волной в финальной «Islands». Жаль только, что ни один лейбл в России сейчас не лицензирует эту группу. Остаётся искать «фирму»… и чувствовать себя прекрасным зелёным островом в тёплом и ласковом океане.
Елена САВИЦКАЯ
progressive rock 9/10
InsideOut Music / Sony Music