Trettioåriga Kriget “Till Horisonten” (2021)
Trettioåriga Kriget – одна из старейших шведских групп, образованная ещё в 1970 году. Команда играет «утяжелённый» прогрессив-рок, местами почти прог-метал, и можно говорить о её сильном влиянии на многие современные коллективы, например, Opeth. Не будем пересказывать долгую и сложную историю коллектива, тем более что мы писали о ней и даже делали интервью с лидером «Тридцатилетней войны» Стефаном Фредином. Скажем лишь, что группа со своим хард-прогрессивом добилась большой популярности в 70-е – не только в Швеции, но и в Британии, где выступала с гастролями. В конце десятилетия команда решила заиграть более доступную и лёгкую музыку, но, не найдя себя на поп-стезе, в 1981 году сочла за лучшее разойтись. Реюнион 1996 года был кратковременным, и лишь в 2003-м Trettioåriga Kriget собрались вновь – всерьёз и надолго. С тех пор выходит уже пятый студийный альбом, и на сей раз вновь шведскоязычный – после предыдущего англоязычного «Seaside Air» (2016). Всего в дискографии Trettioåriga Kriget лишь два альбома на английском, включая «доисторический» «Glorious Years» с материалом 1970-1971 годов (издан в 2004-м). Как считает штатный поэт группы Улле Торнвалль, на родном языке им удобнее выражать свои мысли, да и слушатели из разных стран уже привыкли к его особенному звучанию. Так что «Till Horisonten» – «К горизонту» – пусть и не понятен большинству конкретным смыслом слов, но по музыке и общему настроению – абсолютно ясен. А настроение это такое – мы движемся к горизонту, к вечности, к сиянию дальних вершин. Участникам группы уже под 70, и они, к счастью, полны сил. Состав группы практически неизменен с тех далёких лет: помимо Фредина и Торнвалля, это потрясающий вокалист Роберт Зима, ударник Даг Люндквист, гитарист Кристер Окерберг, клавишник Матс Линдберг. По-прежнему тяжёлый и мощный саунд с доминированием баса и вообще низких частот сдобрен клавишными и кое-где даже скрипкой; звучание величественное, несуетное, зрело-спокойное, сумрачное.
Альбом концептуален, хотя это и не бросается в глаза. После небольшого вступления (шум голосов, куда врываются раскаты электрогитары) звучит монументальная «In Memoriam», в которой торжественно-мажорные аккорды группы и «хора» с юбиляциями Роберта Зимы сменяются лирической частью-воспоминанием. Впрочем, дальнейшее развитие композиции заставляет вспомнить и ранние записи Trettioåriga Kriget с их резкими и угловатыми хэви-риффами, тяжёлыми гитарными ходами и «песнями о войне» (хотя TK никогда не были милитаристами, а скорее воспевали историю). Судя по всему, эта вещь – «в память» о детстве и юности, о той музыке и тех голосах, что звучали давно-давно, когда наши герои были молоды. Это подтверждает и следующий трек «Tidigt» («Рано») – о зарождении дня и неясных мечтах: тревожный, затаённый, на подрагивающем ритме бас-гитары. Композиции сменяют друг друга без пауз: вот уже рисуются мрачные картины «Города» («Staden»). Яростное хард-роковое глиссандо сразу намекает, что ничего хорошего от этого места ждать не приходится. Но всё равно своеобразная мелодичность «Треттиориги» проявляет себя и здесь, особенно в припеве. В задумчивой «Till en Vän» («К другу» – очередное воспоминание) клавишный проигрыш a la Hammond, напоминающий о классическом хард-роке, постепенно сменяется «меллотроновым» прог-роковым объёмом. Короткая «En Gång» («Один раз») под акустическую гитару – почти бардовская песня. А за экспрессивной «Brevet» («Письмо») следует главная жемчужина альбома – великолепный 14-минутный инструментал «Vägen till Horisonten» («Дорога к горизонту»). Инструменталы не редкость в творчестве Trettioåriga Kriget, они есть почти на каждом альбоме, но здесь шведские мастера превзошли сами себя. Сумрачно-тяжёлый, меланхоличный, но с проблесками света, неторопливый, с обилием прекрасных тем и риффов, с гитарными и басовыми соло и вдохновляющим мажорным меллотроновым «припевом», с эффектным развитием и длинной психоделической кодой, это настоящий шедевр шведского прог-рока/металла. Ну а завершающая «Till Horisonten» подводит подо всем черту. Здесь вновь звучат начальные аккорды из «In Memoriam», но теперь уже со словами. Это гимн жизни, вечности, музыке, звуки которой растворяются в шумах, как в самом начале. Достигнута высшая точка, свершился катарсис, ускользающий горизонт перед нами, а что за ним? Жизнь покажет, но за этот альбом хочется просто сказать группе огромное спасибо.
Елена Савицкая
hard rock/progressive rock 9/10
Krigssång/Mellotronen