The Tangent «COMM» (2011)
Ноябрь 5, 2011
Владимир Импалер (1137 статей)
Поделиться

The Tangent «COMM» (2011)

progressive rock 9/10
Inside Out

Шестой студийный альбом британских прог-рокеров «COMM» – тщательно продуманная концептуальная работа, в которой можно долго открывать всё новые и новые примечательные детали. А вдобавок – яркая, виртуозная, с душой преподнесенная музыка. Словом, не просто заявка на «альбом года», но и диск, способный занять заметное место в энциклопедии прогрессив-рока
В центре концепции альбома – развитие современных коммуникаций (отсюда и название). Из пяти треков два – положенные для жанра «эпики», каждый – в шести частях. Первый же, 20-минутный «The Wiki Man» стартует писком выходящего на связь модема (привычный лет десять назад, сейчас этот звук вызывает приятную ностальгию). А затем на слушателя обрушивается весь арсенал музыкальной мощи The Tangent. В первую очередь – клавишные всех видов и звучаний: от прозрачного фортепианного до плотного «минимуговского» тембра и непременного меллотрона. Неудивительно – ведь это вотчина лидера и композитора группы Энди Тиллисона. Вокальные партии, также принадлежащие Энди (времена именитых «гостей»-певцов остались в прошлом) – в привычной для коллектива манере, от напевности до речитатива. На месте и духовые: саксофон и флейта традиционного «гостя»-участника The Tangent Тео Трэвиса (Soft Machine, Gong, Fripp/Travis) способны звучать то трепетно-нежно, то упруго и сильно. Умно вплетены в композицию и партии гитары Люка Мэчина, настоящего «музыканта мечты», по признанию Тиллисона. Альбом «COMM» – студийный дебют 22-летнего виртуоза, который, несмотря на юный возраст, отлично понял «прогрессивную душу» The Tangent.
Итак, открывающий трек посвящен превратностям нынешних времен, когда коммуникации, кажется, покорили жизнь человека, погрузив его в окружение «электронных друзей» и ненастоящих страстей. «Мы отдали свои жизни без остатка за коммуникации», – поет Тиллисон. Но тот же джинн прогресса и спасает наши души: второй «эпик» и заключительный трек альбома, 16-минутный «Titanic Calls Carpathia», рассказывает о том, как впервые в истории сигнал SOS помог сохранить человеческие жизни. Известно, что в катастрофе «Титаника» погибло 1513 человек, но 711 были спасены пришедшим на помощь судном «Карпатия»… Этого бы не случилось, если на «Титанике» не было бы средств связи.
Пространство между мегаопусами заполнено разнородным материалом – от лирической «Shoot Them Down», проникнутой настроением «Огней большого города», до «ершистой» «The Mind’s Eye» с приятным прилипчивым мотивом… В каждой вещи присутствуют яркие, характерные мотивы, как правило, исполненные на клавишных – эдакие крючочки для слушателя. Эмоциональной насыщенности добавляют и джазовые эпизоды. Несмотря на концептуальность, диск вполне делится на отдельные треки – скажем, в виниловом издании, где их всего три. Кстати, на огромном конверте пластинки лучше всего смотрятся фантастические (во всех смыслах) картины Эдуарда Юницкого, белорусского художника и полноправного соавтора «миров Tangent» с их самого первого альбома. А вот на CD-диджипаке присутствуют целых два бонус-трека, в том числе любопытная кавер-версия «Watcher Of The Skies» – необычная мистификация на тему «что если бы Питер Гэбриэл заджемовал с Yes»…
И напоследок – про еще один интересный «КОММпонент» альбома, и снова отечественного происхождения. Это клавишник Андрей Руссак, родившийся в Уфе и ныне живущий в Германии. Профессиональный музыкант, лидер проекта Dorian Opera, он стал победителем оригинального конкурса. Задолго до релиза музыканты опубликовали минутный фрагмент будущей «The Wiki Man», для которого предлагалось записать свое собственное соло. Причем на любом инструменте! Сперва The Tangent отобрали из более чем сотни вариантов десять, а затем уже фэны публичным голосованием определили победителя. Его, то есть Андрея Руссака, мы и слышим на треке. Очень концептуально!

Владимир Импалер

Владимир Импалер