Дядя Го «Картинник» (1996/2013)
Май 10, 2014
Александр В. Волков (185 статей)
Поделиться

Дядя Го «Картинник» (1996/2013)

rock/singer-songwriter 10/10
«Выргород»

Единственный номерной альбом барнаульской команды, удостоенной самых хвалебных отзывов от самых строгих критиков. Но все непросто – «Картинник» лишь через 18 (sic!!!) лет после записи увидел свет на цифровом носителе. До сих пор он существовал лишь в виде кассетного релиза того же лейбла. Сама группа, как водится, никуда не спешила, играла и играет редкие концерты и успешно сохраняет и интеллектуальную независимость, и творческое лицо. Еще нюанс – лидер бэнда Евгений Чикишев нередко работает в Германии.
У «Дяди Го» безупречное сочетание социальной репутации, творческого потенциала и попадания во вкус времени, так же как, может быть, из ныне выступающих – у Умки и Сили («Выход»). Музыкальные аналоги названы давно, от британского фолк-рока и Jethro Tull до нашего «Аквариума». При новом прослушивании показалось, что есть и далекое, но кровное родство с ранним акустическим болановско-пиковским T. Rex, когда он был еще Tirannosaurus Rex.
Жанр альбома – быль в картинках, или, скажем, правда – в сказках. Музыка «Дяди Го» создает особый мир и особый душевный строй. Чикишев рассказывает про некую вселенную, которая находится тут – рядом с нами, мы все ее знаем, но путь туда заказан. Представляются Николай Рубцов с его Филей, вечный дед из «Сибириады» и просто русские сказки, если, конечно, доводить их анализ до экзистенциальных краев. Становится важным именно то, что мир Чикишева – это именно мир сказок. Их вот он и пишет. Сказки есть на сайте группы, в буклете альбома, да, собственно и сам Дядя Го – персонаж такой сказки. Вопрос в умении понять «намек». Но региональностью эту сказочность не объяснишь. Умение видеть волшебное в обыденном, и обычное в чудесном – редкий и чудесный талант группы.
Делать щемящую душу полуакустику – скрипка, виолончель, флейта, гитары, ударные – нелегко, но и редкостью это не является. В тонкую мелодичность вплетены народные песенные корни-корешки. Музыка тут вообще не давит и не лезет в душу, ведь есть пути короче. Песни звучат как сплошная ткань – парадоксально мягкая, но неразрывная. Трудно вспомнить запись, которая бы рождала бы такое ощущение единства и невыразимости, непереводимости – при том, что это совсем не башня из слоновой кости. Допустим, «Аквариум» в 70-х… Но он был очень театрален и авангарден, а у «Дяди Го» всё понятно – кажется, что любой человек может сделать так. Но делает только Чикишев.
Возможно, дело еще и в том, что у «Дяди Го» мало записей – он не разошелся на смыслы и образы. К этому спору рецензента с самим собой можно добавить, что «Картинник» не состарился, не остался в своем времени – он словно мерцает, струится, его рифмы и ритмы складываются, сходятся в единый смысл вне эпох, что опять-таки звучит, как актуальный фольклор. Может быть, это самый большой из самых неизвестных альбомов русского рока.

Александр В. Волков

Александр В. Волков