Steven Wilson «To the Bone» (2017)
Ноябрь 17, 2017
Владимир Михайлов (118 статей)
Поделиться

Steven Wilson «To the Bone» (2017)

Кусайте локти, поклонники прог-рока! Мессия, светоч, опора и надежда жанра Стивен Уилсон взял да и записал настоящий поп-альбом! И знаете что? Лично мне он очень нравится! А все, кто не согласен, может стройной толпой отправляться слушать последние опусы Dream Theater. А я останусь здесь и лишний раз получу дозу адреналина от умных, тонких и, о ужас, хитовых песен с «To The Bone».
Так как же наш Стивен дошёл до жизни такой? Что ж, он неоднократно говорил в интервью, что нереально балдеет (внимание!) от Tears for Fears, Кэйт Буш, Talk Talk, сольного Питера Гэбриэла и так далее. Но мы не обращали на это внимание, зачем? Ведь в нашем сознании Стивен Уилсон давно и прочно занял место Роберта Фриппа, если говорить о влиянии на развитие прог-рока и умы его поклонников. Но, если продолжить это сравнение, то как мы могли забыть об умении маэстро Фриппа удивлять и обескураживать?! Уилсон оказался достойным преемником и, судя по интернет-баталиям, многие его фэны до сих пор не в состоянии подобрать челюсти с пола от удивления, а другие – словно мантру твердят, уверяя себя и окружающих, что Уилсон есть Уилсон, и надо, мол, просто расслушать альбом.
А вот теперь скажите мне честно – кто из вас полюбил новый диск без всяких «но», сразу и безоговорочно? Кому не надо себя убеждать в безгрешности кумира, поскольку материал «To the Bone» – это плоть и кровь ваша? Ничуть не меньше, нежели, к примеру, «The Raven That Refused to Sing» или «Fear of a Blank Planet»?
Что – нет таких?.. Надеюсь, что есть. Уилсону-то что, он посмеётся над комментариями и пойдёт творить дальше. Уверен, следующий альбом вновь будет радикально отличаться от предшественника. Но очень не хочется, чтобы среди работ Уилсона «To the Bone» стал эдакой «паршивой овцой». Не заслуживает он этого. Вариант шедевра, который сразу не раскусили – много лучше, но и это не совсем точно. Потому что каждая песня с альбома должна звучать и будить ваши эмоции сегодня, а не через пять лет. Ведь при всём своём прог-поп-ретро-звучании, песни «To the Bone» – это песни про «здесь и сейчас».
Весь альбом – очень честное, лаконичное и прямое послание Стивена Уилсона миру, круто замешанное на рефлексии музыканта по самым разным поводам.
В «Tо the Bone» он говорит о том, как сегодня искажается понятие «истина» в угоду сиюминутной конъюнктуре. В «Nowhere Now» с негодованием констатирует: человечество всё больше демонстрирует признаки разложения и вырождения.
«Pariah» перекликается с «Don’t Give Up» Питера Гэбриеля, что не скрывает и сам Уилсон. Вот только Питер таких шедевров уже не напишет. А Стивен – ещё может. Но это не плагиат, а ответ одного творца другому. Ответ, разделенный временем.
«Куда катится этот мир?!» – вопиет Уилсон в «The Same Asylum As Before» – пожалуй, самом гармоничном и бодром «боевике» альбома с ярким припевом и эффектным риффом.
Настроение и мелодика «Refuge» – на актуальную сегодня для Европы тему беженцев – вновь заставляет вспомнить «So» и песню «Red Rain». Это – эмоциональная кульминация первой части альбома.
Его условную «вторую часть» открывает «Permanating», пожалуй, самая нехарактерная для Стивена вещь. Фальцет, мажор, пружинящий танцевальный ритм – уж не ошиблись ли мы дверью? Стивен поёт о радостных моментах, которые, несмотря ни на что, есть в жизни каждого человека, – каково?! На самом деле – здорово, смело и необычно!
Абсолютно на своём месте «Blank Tapes» – короткий, милый и немного сонный акустический дуэт с Нинет Тайеб на тему взаимоотношений мужчины и женщины. Именно такой трек нужен после искрящейся предыдущей композиции. Он позволяет перевести дух, осмыслить то, что произошло всего пару минут назад, и настроиться на продолжение.
А продолжение – «People Who Eat Darkness» – вновь «потрясает устои», потому как звучит словно панк-рок, только-только решивший начать очеловечиваться за счет прививки пост-панка и новой волны! Спев о соседе, оказавшемся террористом, – эдаком «славном» до определённого момента парне, Уилсон вновь затрагивает тему личных взаимоотношений, но теперь уже – через призму одержимости, – в мрачном дуэте с Софи Хангер «Song Of I».
Впрочем, к теме терроризма артист вновь возвращается на «Detonation», электронная начинка которой заставляет вспомнить времена «Insurgentes».
Завершается альбом уже привычно для поклонников Уилсона – красивой, трогательной и в чём-то трагичной балладой под фортепиано «Song of Unborn», в которой мать предупреждает ещё не родившееся дитя обо всех ужасах этого мира.
В сухом остатке – яркий, цельный и очень личный альбом. Что касается его «попсовости» – то забудьте всё, что говорилось выше. «To the Bone» – работа сложная и многоуровневая. Но это не так-то легко услышать. Да, все идеи – и в текстах, и в музыке – выражены понятно и ясно. Но за этой простотой – как за картиной, «нарисованной» гвоздями, когда чёткий портрет на деле тщательно сконструирован из мельчайших гвоздиков-деталей – проступает грандиозный замысел маэстро – сделать сложное простым. Что ж, это ему удалось. Оценить всю хитрость и небанальность этих кажущихся такими безыскусными мелодий, а также удивительную в своей естественности красоту аранжировок, что так гармонируют с ярким эмоциональным посылом автора, не так просто. Но вы ведь тоже это поняли? Так давайте же наслаждаться шедевром, друзья!

Рецензия опубликована в #81

InRock
10 из 10
Общее впечатление

progressive
Caroline International

10

Обязательно к прослушиванию
Владимир Михайлов

Владимир Михайлов