Stass “The Darkside” (2017)
Февраль 12, 2018
Алексей Арбузов (231 статей)
Поделиться

Stass “The Darkside” (2017)

Проект Феликса и Рогги – одна большая интрига. Во-первых, сложно было представить, во что в плане музыки выльется этот союз, во-вторых – какая роль будет отведена каждому из них? Кто такой Феликс Штасс – объяснять не нужно: каждый мало-мальски увлекающийся тяжёлой музыкой слышал о немецком ВИА Crematory и о том, какое место в нём занимает могутный бакенбардистый крепыш. А вот кто такой этот самый Рогга, тёмная лошадка скандинавского металла – знают не многие…
Роджер «Рогга» Йоханнсон – персонаж для современной метал-сцены поистине уникальный и заслуживающий отдельной статьи. Он является мотором для более чем трёх десятков разнообразных групп и проектов (полный список см. на «Метал-Архивах»). В основном это вариации на тему шведского дэт-метала: побыстрее, помедленнее, пожёстче, помелодичнее – в общем, на любой вкус. Есть также немного грайнда, брутал-дэта, краста, трэш-дэта и даже экспериментов с электроникой – и всё это, не считая гостевого участия, написания текстов или помощи в звукозаписи. «Гвозди б делать из этих людей – крепче б не было в мире гвоздей!» Соответственно, было интересно, кто встанет у руля нашего «Стасика» – понятное дело, что на людях будет декларироваться утверждение «мы команда!», но вот как это будет реализовано в реальности?.. Оба музыканта – опытные лидеры, привыкшие быть во главе, у обоих – своё видение музыкального материала…
Вообще, этот проект был задуман ещё в 2012-м, но до реализации дело дошло лишь пять лет спустя (за это время, кстати, Феликс даже успел записать гостевой вокал в одном из проектов Йоханссона: контакт они не теряли). Разумеется, Рогга, понимая, что на нём будет лежать вся инструментальная нагрузка, подтянул в состав своих корешей – гитариста Кьетиля Лунгхауга и басиста Йохана Берглунда, с которыми он играет в Paganizer, Echelon и The Grotesquery, а также драммера Эрика Бевенруда, работавшего с Роггой в Down Among The Dead Men: всегда комфортнее играть с теми, кого ты знаешь не первый год и в чьих способностях уверен.
Альбом удивил сразу же, с первой песни – тем, что этим заслуженным мужчинам реально удалось совместить фирменные гитарные риффы Рогги с гармониями Crematory времён “…Just Dreaming” и “Transmigration”, сотворив нечто цельное и естественное – не проект Штасса, не проект Йоханссона, но релиз полноценной группы Stass. В целом, пластинка выдержана в едином ключе, без каких-то особых отклонений в чрезмерную забойность или, наоборот, мечтательность. Это великолепно записанный атмосферный дум-дэт (или даже, обобщая, дарк-метал), не снимающий «в ноль» что-то конкретное, но пронизанный насквозь духом первой половины 90-х. В нём отсутствует яркая поп-ориентированная мелодика, присущая основной группе Феликса – все мелодические ходы на “The Darkside” скупы и строги, как камзол провинциального гробовщика. Выведенные на передний план ударные добавляют объёма и массивности, являясь как бы канвой для мрачных гитарных экзерсисов Йоханссона… Чувствуется, что над саундом поработали достаточно серьёзно. Гроул Феликса всё так же глубок и сочен, однако в нём полностью отсутствуют плачуще-стонущие нотки, свойственные Crematory: концепция «сурового старомодного метала» выдерживается по всем фронтам. Включая правильную продолжительность альбома – 10 песен на 41 минуту. Помимо традиционного рыка, на альбоме также присутствует некоторое количество чистого вокала и некое подобие харша.
Беда у альбома одна – чрезмерная монотонность и однообразность материала. Уже к середине слух «замыливается» до уровня «о, отлично рубят, а это уже новая песня?»… Однако, при должном усердии и многократных прослушиваниях отдельные вещи всё-таки оседают в памяти – благо, на слух пластинка ложится исключительно позитивно. Для отдохновения души отлично подойдут такие «осенние» темы, как “Forever Blind”, “Angel of Doom” или “Burning” (главный хит диска). Они наверняка заставят испытать щемящее чувство ностальгии и выжмут скупую слезу даже у самого сурового металхэда. А ежели головой потрясти – вот вам “All Roads Leads To Hell” и “The New World Order”. Эпилог же будет под стать альбому – простым и кратким: кто «по олдскулу» – не пропустите!

Рецензия опубликована в #82

InRock
8 из 10
Общее впечатление

doom/death metal
Mighty Music/Irond

8

Рекомендовано к прослушиванию
Алексей Арбузов

Алексей Арбузов