Sonata Arctica “Talviyo” (2019)
Апрель 6, 2020
Роман Патрашов (12 статей)
Поделиться

Sonata Arctica “Talviyo” (2019)

Многие, особенно те, кто из всей обширной дискографии Sonata Arctica предпочитают их ранний, пауэр-металлический период, считают, что хуже приснопамятного альбома “Unia” (2007) ничего уже быть не может. И действительно, новая работа финнов под заковыристым названием “Talviyo” (в переводе – «Зимняя ночь») перебить «Унию» в этом смысле не смогла. Но подошла к ней опасно близко. Причём если тогда группа резко сменила вектор своего развития, переключившись со скоростного и хитового пауэра на околопрогрессивную тягучесть и «заумь», то сейчас ничего радикального по сравнению с предыдущими двумя-тремя дисками не произошло. Sonata Arctica ещё с альбомом “Stones Grow Her Name” (2012) нашла довольно любопытную нишу на стыке мелодичного хэви-метала, хард-рока и финской меланхолии, и с тех пор, казалось бы, с комфортом её обживает. Трансформацию коллектива за последние десять лет уместнее сравнивать не с освоением жизненного пространства, а с тем, что происходит внутри заварного чайника. Когда заливаешь заварку кипятком в первый раз, получаешь и вкус, и аромат, и цвет по высшему разряду, но с каждым повторением этой операции содержимое чашек становится всё более и более пресным. “Stones Grow Her Name” был достаточно своеобразен, в меру бодр и содержал ряд несомненных хитов, “Pariah’s Child” (2014) ему уже чуть-чуть проигрывал, на “The Ninth Hour” (2016) кризис стал набирать силу, теперь же упаднические тенденции окончательно взяли верх. И ладно бы дело было только в том, что на “Talviyo” почти не осталось пауэр-метала, который всегда удавался Sonata Arctica с блеском. Постепенно из музыки финнов «вымылись» и симфонические оркестровки, и могучие эпики, и шутливые номера а ля “Cinderblox”, и даже яркие мелодии и цепляющие припевы. А самое неприятное – это настрой альбома. Творчество Тони Какко традиционно отличалось резким контрастом между разудалой музыкой и бездной мрака в текстах, но здесь они друг другу под стать – одинаково тягостные и бессильные. Поклонники группы, которых новый альбом не отпугнёт после первого прослушивания, если примутся в нём внимательно разбираться, в конце концов будут вознаграждены, распознав парочку относительных хитов – “Who Failed the Most” с уже привычной для Тони антиполитической риторикой и “A Little Less Understanding”, своего рода продолжение темы взаимоотношения отцов и детей, поднятой на “I Have the Right”, но только не с позиции ребенка, как в прошлый раз, а с позиции родителя. Но самым удачным на альбоме, как ни странно, оказался короткий инструментал “Ismo’s Got Good Reactors” с целым ворохом интересных мелодических ходов, хотя как раз в инструменталах Sonata Arctica никогда не были сильны. По большей же части “Talviyo” состоит из неспешных, бесцветных номеров с нарочито «антикоммерческой» структурой (например, соло в середине второго куплета, затянутые коды, состоящие из повторения припева с варьированием отдельных строк) и пары баллад – настолько тихих и «хрустальных», что по сравнению с ними Тори Эймос играет напористо и угарно. Я хоть и готов простить Тони многое, лишь бы он вторую “Unia” не выпускал, но всё равно вынужден признать, что наибольшее удовольствие мне доставила не музыка “Talviyo”, а его обложка, действительно атмосферная и завораживающая. Не знаю, почему, но именно юбилейные альбомы (“Unia” был пятым, нынешний – десятым) получаются у Sonata Arctica хуже всех остальных.

InRock
6 из 10
Общее впечатление

hard rock
Nuclear Blast/“Союз Music”

6

Слушать можно
Роман Патрашов

Роман Патрашов