#1969fest: Пятьдесят лет назад сегодня
9 ноября 2019 года в московском клубе «ТеатрЪ» состоялся большой фестиваль, посвящённый 1969-му году – одному из самых значительных в истории рок-музыки. Он был организован группой энтузиастов, собравшихся вокруг интернет-портала Beatles.ru. В течение шести часов музыканты на двух сценах исполняли свою любимую рок-классику. Фестиваль был не «нафталиновыми посиделками» или «шоу музыкальных автоматов», а абсолютно современным, живым действом, перенесшим дух шестидесятых в день сегодняшний.
ДВАДЦАТЬ НА ВОСЕМЬДЕСЯТ
Валерий «Индеец» Сеткин (Raw Cats ’88 (Elvis Presley Tribute) – вокал, клавишные):
«Самое яркое впечатление – наверное, когда я только вышел на сцену и не смог увидеть, где же кончается публика. Раскачивать такой зал всегда приятно. Просто бешеная энергетика! Открывается какое там второе – десятое дыхание, хочется оставаться на сцене как можно дольше. А потом, выложившись на триста процентов, просто сползти вниз…».
Лучи прожекторов, скользящие по головам зрителей и выхватывающие отдельные фигуры, которые в следующий момент снова растворяются во мраке. Зачарованная публика, танцующая у сцены или медленно дрейфующая по обширному пространству клуба «ТеатрЪ», внимая музыке. И сама музыка – та самая, проверенная временем, самая что ни на есть лучшая – «битлы» и «роллинги», King Crimson и Black Sabbath, Боуи и Элвис, Creedence и Procol Harum.
Всё происходившее на #1969fest действительно напоминало атмосферу какого-то большого мероприятия эпохи 60-70-х. Не оупен-эйр вроде Монтерея и Вудстока, а скорее «14 Hour Technicolor Dream». Возродить вибрации той золотой эпохи – возможно ли это?
Я думаю, на «1969-фесте» это сделать несомненно удалось. Cвою лепту внесли все – и организаторы, и музыканты, и публика. На самом деле задача была не из простых – нужно было сделать классику современной, музыку – живой, но при этом оставить её узнаваемой.
Корней (Doctor Diamond (King Crimson Tribute)/Zebra Band (Beatles Tribute) – гитара, вокал): «Я думаю, здесь восемьдесят процентов к двадцати. Мы с удовольствием играем по канону, потому что музыку эту любим и с юности помним наизусть – как и большинство слушателей. А непреодолимые «20 процентов нового» складываются вот из чего: индивидуальность любого хорошего исполнителя, звучание зала и оборудования (за 50 лет в этом смысле изменилось примерно всё), необходимость импровизации по канону (у King Crimson соло и барабанные брейки менялись от выступления к выступлению), темперамент концертного исполнения.
Например, перекличку соло в конце «Abbey Road» для любого музыканта естественно продлевать и импровизировать. То же и с подчёркнуто аскетичным барабанным соло Старра – не станем же мы Андрея Шатуновского и Колю Денисова этим ограничивать! В последнем номере своей карьеры «Битлз» устроили импровизационную феерию, и сам этот подход здесь явно важней, чем копирование до последней ноты».
Валерий Сеткин: «Я старался действовать как Элвис, но, естественно, привносил Валерия Сеткина. Потому что пытаться быть вторым Элвисом бесполезно. Конечно, следует ему соответствовать, но в первую очередь надо быть самим собой».
Руслан Чифуров (Wizard Lizards (Black Sabbath Tribute) («Паспортный стол») – гитара): «В композиции «Warning» есть длинное гитарное соло без сопровождения – я сказал, что либо я играю этот фрагмент так, как хочу, либо никак. Поэтому там и Ван Хален, и кусок из «Факельцуга» (композиция «Паспортного стола» «Fackelzug Durchs Himmelstor», – прим.авт), и даже несколько нот из «Подмосковных вечеров».
Сергей Алексеев (Wizard Lizards (Black Sabbath Tribute) («Паспортный стол») – бас, клавишные, бэк-вокал): «Мы поняли, что эта музыка по сути прямо… как наша. Не надо ничего ни изображать, ни пародировать: нужно было просто не потерять ощущение, быть «собями сабими», как говорит одна девушка-блогер».
«ТАНЦУЮТ ВСЕ!» – «GOD BLESS YOU ALL!»
Непринуждённый переход в эпоху шестидесятых взял на себя акустический дуэт Nash Albert, открывший вечер на большой сцене. Вокал Нэша и изысканная гитара Юрия Новгородского сразу же создали соответствующее настроение. Интересной была и подборка песен – от «Across the Universe» до авторской «Betting on My Fate».
Какого-то официального хэдлайнера на фестивале не было, но, безусловно, основное внимание было приковано к проектам с участием Корнея. В данном случае дело не в известности Владимира Корниенко в мире шоу-бизнеса. В андеграундной тусовке его ценят как блестящего гитариста и тонкого ценителя правильной музыки.
На фесте Корней взвалил на себя двойную нагрузку и отыграл с двумя разными составами – Doctor Diamond и Zebra Band. Сначала сет раннего материала King Crimson, а затем – битловский альбом «Abbey Road» целиком. И это было совсем не просто; перед самым выходом на сцену Корней сидел в гримёрке, повторяя партии Роберта Фриппа на подходящей для этого случая гитаре – чёрном Gibson Les Paul Custom.
Оба сета с участием Корнея были действительно бесподобны. Музыка очень разная, но сыгранная всеми участвовавшими музыкантами одинаково вдохновенно и виртуозно. Думаю что не ошибусь, если скажу, что исполнение «Abbey Road» и стало кульминацией всего вечера.
Денис Назаров (Doctor Diamond (King Crimson Tribute) – бас, вокал): «Звучало все предельно аутентично и атмосферно. Наверное, сет Zebra Band был моментом максимального единения всех собравшихся».
Алексей Туницкий (The Absolute Beginners (David Bowie Tribute) – гитара): «Для меня, как и для многих зрителей, этот сет стал гвоздем программы, потому что «Битлз» – это детство, отцовские пластинки, а Корней – самобытный гитарист».
«F*ck the war!!!» – и бутафорский крест разлетается на куски; на сцене Сергей Гуцан и Wizard Lizards. Пожалуй, этот трибьют Black Sabbath оказался главным сюрпризом фестиваля. Сергей Гуцан – «человек с тысячей голосов», идеально воссоздал не только собственно вокальную манеру мистера Осборна, но и его фонетику в целом. Фронтмен предстал этаким двуликим Сергеем-Оззи, легко переходя с русского «Танцуют все!» на английское «God bless you all!». (Надо заметить, что практически все выступающие потом поступали также.) Музыканты из группы «Паспортный стол» в роли «Чёрной субботы» тоже смотрелись вполне убедительно.
Сергей Алексеев: Музыкальная основа Black Sabbath та же, что у Хендрикса, у Cream, только они этими же самыми нотами научились вводить людей в транс и пугать до смерти! Сам не понимаешь, как это: ты даже не коснулся нижних струн на басу, сидишь где-то в малой октаве, а страшно – жуть!!!»
«Вы получите то, чего хотите – но чуть позже!» – The Stone Shades подготовили сет из песен, которые «роллинги» либо записали, либо играли на концертах в 1969-м году. Как и подобает рок-н-ролльным плохишам, музыканты держались на сцене немного расхлябанно, вокалист Александр Васильев пел и говорил с мгновенно узнаваемой джеггеровской ленцой. А хотела публика, естественно, «Satisfaction», длинной версией которой и был завершён сет. Год 1969-й был для Rolling Stones весьма неоднозначным, но мрачные ассоциации музыкантов The Stone Shades не волновали.
Александр Васильев (The Stone Shades (Rolling Stones Tribute) – вокал): «Шестьдесят девятый год – это в своем роде перерождение и возрождение «Стоунз». Я волновался только насчет звука, но он был на высоте».
«БЕЗ ВИДЕО Я НЕ СОГЛАСЕН!»
Все побывавшие на фестивале отмечают ещё одну важную составляющую выступлений в основном зале – визуальную. На большой экран за спинами музыкантов проецировался видеоряд, подготовленный одним из организаторов #1969fest Анной Якубовой.
Денис Назаров: «Отдельное спасибо хочется сказать Анне – её образы сделали, на мой взгляд, минимум 50 процентов феста. Это создавало нужную атмосферу, тем более что видеоряды подбирались специально под каждый сет, под каждую песню! Потрясающе…»
Аня проделала невероятную работу, потребовавшую массу времени и сил, и проявила при этом недюжинную креативность и художественный вкус. Весь фестиваль она простояла за пультом, меняя картинку на экране и следя за хронометражем. В результате получилось целое шоу, весьма впечатляющее.
Анна Якубова: «Фестиваль #1969fest для меня с моими картинками – уже четвёртый по счету. Можно сказать, что достигнут уровень, когда видео не просто сопровождает музыку, но дополняет её. Каждая песня рождает ту или иную эмоцию, те или иные ассоциации. Я заметила, что фотографы стали ловить моменты, когда кадр на видео удачно сочетается с позами или мимикой музыкантов – это так здорово!»
Для хронометража видео Аня всегда использует «родной» трек с пластинки, но обязательно уточняет у музыкантов, не будет ли на сцене сюрпризов вроде импровизации на несколько минут.
Анна Якубова: «Я даже ходила на репетицию к Dr. Diamond, чтобы убедиться, что видео точно укладываются по времени в живое исполнение!»
После завершения сета Zebra Band Аня поднялась на сцену, и Корней представил её зрительному залу.
Анна Якубова: «Отдельный источник вдохновения – это благодарность музыкантов. Корней при обсуждении возможности повторить исполнение программы King Crimson сказал: «Я без видео не согласен!»
«НИЧЕГО НА СВЕТЕ ЛУЧШЕ НЕТУ»
Тем временем на малой сцене царила жаркая атмосфера хиппового клуба, набитого битком. Здесь звучала музыка Дэвида Боуи от The Absolute Beginners Band, Procol Harum от известных прог-рокеров Quorum, Creedence Clearwater Revival от Simple Riff. Был и авторский материал – его играла группа The Single’s; впрочем, и их вещи были выдержаны вполне в духе шестидесятых.
А началось всё довольно неожиданно – с сета песен из культового советского мультика «Бременские музыканты». Сыграла его команда Duck Tales, ведомая Кириллом Гуцковым из битловской трибьют-группы Dans Ramblers. Что ж – думаю, самый яркий хипповый манифест советской эпохи тоже был вполне уместен в тот вечер связи стран и времён. Тем более что мультфильм был выпущен как раз в 1969-м.
Елена Харо (Принцесса): «Любая девчонка чувствует себя Принцессой из «Бременских», а мне удалось действительно стать ею на сцене. Конечно же, все эти песни я знаю наизусть с детства. Меня просто переполняли гордость и совершенно детский восторг».
Денис Назаров: «Малый зал, где играли ребята, был забит до отказа. Мы с женой (Ольга Лисикова, певица, участница Zebra Band – прим. авт.) просто не смогли туда протиснуться, поэтому слушали у входа, максимально вытягивая шеи и подпевая».
Завершавшие программу в малом зале Павел Козлов и Allstars Alright Band представили разнообразные рок-хиты в собственных аранжировках, довольно сильно отличавшихся от оригинала. Ну а финал программы в большом зале был просто огненным! Элвис за клавишными… да он ещё немного и Джерри Ли Льюис! Возможно ли это? На фестивале #1969fest – вполне! Конечно, если на сцене Raw Cats ’88.
Валерий Сеткин: «В 1969-м Элвис впервые выступил в Вегасе, и я постарался составить программу как в том году. Хотя начал с классического вступления эпохи 70-х – «See See Rider».
Это была идеальная музыка для завершения длинного фестивального вечера – энергичная, драйвовая и без излишнего загруза. Несмотря на позднее время, зал не пустел, потому что уйти от такого Элвиса было совершенно невозможно.
Но даже когда официальная программа подошла к завершению, вибрации шестьдесят девятого не отпускали. Поэтому ближе к полуночи самые стойкие загрузились в автобус и отправились в Imagine Cafe на afterparty. Там общение продолжалось, и переполненные эмоциями музыканты джемовали практически до самого утра… По дороге в клуб в автобусе играло радио, и вот, когда зазвучала композиция «Eye in the Sky» Алана Парсонса, Алексей Богаевский (основатель сайта Beatles.ru и главный организатор) улыбнулся и сказал: «Ну что, добро пожаловать на фест-82!».
И все дружно и одобрительно зашумели.
ONE SWEET DREAM CAME TRUE TODAY
Идея проведения фестиваля, посвящённого определённому году в рок-истории, естественным образом возникла внутри другого проекта – ежегодного битловского фестиваля, организуемого интернет-порталом Beatles.ru. Не замыкаясь в рамках наследия ливерпульской четвёрки, организаторы каждый раз приглашали коллективы, исполнявшие музыку, близкую по духу творчеству самих «битлов». Были трибьют-группы Rolling Stones (конечно же ;-)), The Doors, Led Zeppelin и даже Pink Floyd. Это с одной стороны.
А с другой – один из организаторов этих мероприятий, лидер ростовской группы Father McKenzie Олег Мартишин любил повторять, что, мол, «жизнь слишком коротка, чтобы целый год ждать очередного весеннего «Битлз-феста». Он уговаривал Алексея Богаевского сделать «промежуточный» фестиваль осенью. После успешного битловского фестиваля 2018-го года идея эволюционировала в некий «Альбомный фестиваль», но его концепция как-то не вырисовывалась.
Алексей Богаевский: «Когда до мероприятия оставалось два месяца, у меня в состоянии стресса родилась идея привязать все выступления фестиваля не к альбомам, а к году. И сразу всё начало вставать на свои места. Но если с концепцией все ОК, то как насчёт зрителей? Нужно ли это им вообще? Как позже выяснилось, с идеей мы попали в яблочко; на #1968fest пришло 900 зрителей, а на #1969fest – уже 1200″.
Программа фестиваля #1969fest формировалась по-разному. У части музыкантов уже были отрепетированные программы – например, у The Stone Shades, Simple Riff, The Absolute Beginners. А другие взялись подготовить свои программы буквально с нуля.
Надо сказать, что все музыканты, с которыми я разговаривал, в один голос благодарят организаторов за возможность осуществить мечту, казавшуюся почти несбыточной.
Корней: «Идея исполнить ранний репертуар моих любимейших King Crimson заинтриговала меня идеальным сочетанием фантастичности и практической реализуемости».
Денис Назаров: «У мечты сыграть музыку великого Фриппа сотоварищи появились отчетливые шансы сбыться. Я фанат прог-рока, поэтому сердце заколотилось. От такого нельзя было отказываться!».
На мой взгляд, это очень важный момент. Есть люди – и их немало – для которых любить рок-классику означает не только СЛУШАТЬ её. У них есть искренняя и сильная потребность самим её СЫГРАТЬ.
Алексей Богаевский: «Очень здорово то, что не только нам – организаторам – в кайф делать такие мероприятия, но и музыкантам по кайфу готовиться к ним, а зрителям в кайф на них ходить. Вот такая синергия получается».
«ФЕСТИВАЛЬ – ЭТО ОЧЕНЬ КЛЁВАЯ ИДЕЯ!»
Итак, #1969fest удался. Удался во всех отношениях – организация без явных косяков, хороший звук, рекорд по количеству зрителей. Прекрасные выступления у всех команд, впечатляющий видеоряд, позитивные эмоции, тёплое афтепати. Но, пожалуй, главное то, что с ростом фестиваля не исчез энтузиазм и дух дружбы как среди организаторов, так и среди зрителей.
Денис Назаров: «Мне говорили, что на фестивале «ламповейшая» атмосфера, и это оправдалось на 120 процентов! Сразу чувствовалось, что все «на одной волне» и случайных людей попросту нет. Было очень много молодых и даже совсем юных меломанов – что радует безусловно. Люди были счастливы, слыша любимые песни. Все знали слова, и это еще сильнее связывало с аудиторией. Трудно передать те чувства, которые возникают, когда ты поёшь строчку «… in the court of the Crimson…» – и весь зал хором отвечает: «…King!!!!!»
Алексей Туницкий: «Мне понравилась сама концепция фестиваля – объединить подобным образом различные трибьюты, интересных исполнителей. Это увлекательно для зрителей и замечательно для музыкантов – душевная, дружеская атмосфера, общение, ностальгия и романтика рок-н-ролла. Много друзей и знакомых мы встретили как среди выступающих, так и среди зрителей. В общем, фестиваль – это очень клёвая идея!»
Алексей Богаевский: «Мы внимательно мониторили соцсети после фестиваля, подавляющее большинство отзывов – положительные».
Завершая выступление The Stone Shades, Васильев-Джеггер сказал такие слова: «Друзья, приходится прощаться… Ну ничего, впереди семидесятые… Семидесятые – это разгульная эпоха, там много напитков, женщин… ну и мужчин тоже – для женщин… Всем всё надо, всё хорошо… Встретимся в семидесятых!»
Да, действительно, – до встречи на #1970fest! Он состоится 17 октября 2020 года в том же самом клубе «ТеатрЪ».
ЭПИЛОГ: «МАЛИНОВЫЙ КОРОЛЬ» И СЛЁЗЫ
Корней: «Видеть и чувствовать полный зал на тысячу с лишним человек, сосредоточенно внимающий камернейшей пьесе «I Talk to the Wind»… не думал вообще-то, что так бывает. Это – моё личное впечатление года. Я знаю, что на «Epitaph» немало народу в зале плакало, причём по самым лучшим причинам.
Жаль, что невозможно толком одновременно плакать и играть King Crimson – я пробовал».
ПЁТР КУЛЕШ
Фотографии: Юлия Орлова, Пётр Кулеш, Татьяна Кумченко, Тимур Конев, Алексей Ромашков, Игорь Цирульников, Инна Богаевская.
Следующий фестиваль — #1970fest — состоится 17 октября 2020 года.
Подробности — http://www.beatles.ru/news/announce.asp?id=5050