Гас Джи (Firewind): Ещё одна попытка
Май 15, 2020
Владимир Импалер (1137 статей)
Поделиться

Гас Джи (Firewind): Ещё одна попытка

Греческий гитарист-виртуоз Костантинос Карамитрудис, более известный как Гас Джи, а ещё более известный – как экс-участник группы Оззи Озборна, выпускает альбом «Firewind» со своим основным коллективом Firewind.

Когда некий далеко не вчера родившийся коллектив решает назвать свой далеко не первый альбом именем группы, это тревожный знак. Значит, есть некие сомнения в собственной идентичности, заставляющие бить себя кулаком в грудь – да, это я, конечно, я, самый что ни на есть настоящий и «ультимативный»! Так ли это в случае с Firewind?
История группы – и карьеры Гаса в целом – похожа на качели. В начале 2000-х он – юный подающий надежды «многостаночник», играющий в нескольких группах второго эшелона европейского хэви-метала – Mystic Prophecy, Nightrage, Dream Evil. В этом ряду был и Firewind, сначала – сольный студийный проект, потом – полноценная группа, постепенно набиравшая силу, ради которой Гас отказался от прочих «работ». Всё изменилось в 2009-м, когда гитариста пригласили в группу Оззи Озборна. Хотя сотрудничество ограничилось одним альбомом («Scream», 2010), имя Гаса Джи стало известно меломанам всего мира, и он вполне логично переключился на сольную карьеру, а группа Firewind на какое-то время была отставлена в сторону. Но не навсегда – альбом «Immortals» (2017), записанный с ветераном немецкой хэви-сцены, экс-вокалистом Metalium Хеннингом Бассе, и посвящённый древнегреческим мифам и историческим событиям, стал серьёзной заявкой на возвращение. А вот работа над продолжением затянулась, ушло два музыканта… С чем связаны эти задержки и перемены в составе, какие планы и надежды связаны с восьмым по счёту альбомом Firewind, рассказал нам сам Гас Джи.

Здравствуйте! Рад снова вас слышать! Я когда-то делал интервью с вами на музыкальной выставке в Москве, это было уже семь лет назад…
О, круто! Да, много времени прошло, это ведь была российская выставка NAMM? Помню её…

Мне удалось послушать новый альбом, мне показалось, это хорошая смесь всего, что характерно для группы – и шред-метал, и неоклассика, и немного «модернового» звучания…
Спасибо.

Для начала расскажите, с чем связаны недавние перемены в составе Firewind…
Да, были большие изменения буквально в последние месяцы. Прямо в процессе работы над диском. И я сам не ожидал, что этим всё кончится. Наш клавишник, Боб [Катционис], решил заняться своей карьерой саунд-продюсера и построить студию. Думаю, он устал от поездок и гастролей за 15 лет. И на фоне этого проявились и трудности с певцом, Хеннингом [Бассе]. У него возникли небольшие трудности со здоровьем, которые, наверное, помешали бы ему гастролировать с нами и вообще участвовать в группе на нынешнем уровне. Эта ситуация никого из нас не устраивала, надо было принимать какое-то решение. Мы собрались, всё обсудили, и решили, что для всех будет лучше пойти разными путями.

Как вам удалось сменить ключевых участников группы прямо посреди записи, найти нового певца?
Да уж, было чертовски трудно! (Смеётся.) Были моменты, когда я не верил, что это удастся. Наверное, это был просто инстинкт, подсознательное желание выжить… Либо я его найду, либо группа развалится, третьего не дано. Меня самого достала и измучила эта ситуация. Хотелось просто играть в группе, где всё стабильно и легко, где не надо всё время решать проблемы. В записи альбома был большой перерыв. Мы записали ударные в августе, потом я работал над гитарными партиями в сентябре-октябре, и всё. В ноябре ещё было турне недели на три, но больше за эти месяцы ничего не происходило. Не считая того, что я делал в своей студии. Турне закончилось, на Рождество мы все разъехались по домам, и мне пришлось принять эти неизбежные решения.
Я принялся за поиски нового вокалиста. Поговорил с лейблом AFM, рассказал, что происходит, и они посоветовали мне спросить Херби Лангханса. И что было дальше – это какое-то чудо: у него было свободное время, он захотел присоединиться и смог вписаться в процесс, когда музыка вся была уже готова и записана, не хватало только вокальных партий и текстов. Когда в такой ситуации присоединяется новый человек, в любой момент всё может пойти не так. Но нам повезло…

В одном из прошлых интервью вы говорили, что Хеннинг Бассе – один из ваших давних друзей, что вы знакомы ещё с начала двухтысячных. Должно быть, трудно сказать своему другу, что он больше не участвует в группе…
Да, очень трудно. Это было самое тяжелое во всей ситуации… Мне не трудно было продолжить работу над альбомом, я знал, что должен и смогу его доделать, а вот сказать друзьям всё начистоту… Да, я знал Хеннинга с 2007 года, он тогда был нашим туровым вокалистом, а потом мы позвали его уже как полноправного участника группы. Признать, что придётся расстаться, нелегко, но, к счастью, мы по-прежнему друзья, между нами нет обид и недомолвок. Скажу больше, пару дней назад мы разговаривали и с Хеннингом, и с Бобом, и всё хорошо, они не держат зла…

Насколько голос и личность Херби соответствовала вашему видению группы?
Есть такой момент – впервые, когда я его услышал, я понял, что у него очень узнаваемый голос, который мне кого-то очень напоминает… Нашего первого вокалиста! (Стефена Фредрика, – прим. авт.) При этом, конечно, у Херби есть своё звучание, своя манера пения. При этом перед новым вокалистом с самого начала стояли две задачи. Первая – быть в состоянии спеть вещи из бэк-каталога. Группа должна сохранять связь со своей историей. Вторая – быть не просто вокалистом, но и соавтором, уметь сочинять вместе со мной. Так что я отправил Херби несколько новых вещей и попросил что-нибудь придумать, чтобы понять, как он себя в ней ощущает. Ну а дальше мы стали обговаривать разные вещи о том, как функционирует группа, каким мы видим её будущее, чтобы понять, совпадают наши взгляды на всё это или нет. К счастью, все индикаторы зажглись, и я почувствовал, что сделал правильный выбор.

Принёс ли он в группу нечто новое?
Конечно! Прежде всего это касается саунда. Трудно передать словами, но он словно совместил звучание раннего периода Firewind с чем-то совершенно новым и свежим. Его голос звучит в духе первых двух альбомов, но у него есть и своё «я», он непохож на других пауэр-металлических певцов, его ни с кем не перепутаешь. И благодаря этой свежести у Firewind есть шанс подняться на следующий уровень.

Да, я видел его живьём с Avantasia в Москве, на тот момент его практически никто не знал, но все в зале были впечатлены его пением…
Очень приятно слышать… (Улыбается.)

Вы говорили, что сочинять тексты, вокальные мелодии – для вас редкость, поэтому был нужен соавтор. Расскажите, как обстояла ваша совместная работа с Херби?
Всё было немного сложнее. Предполагалось, что помогать мне будет Деннис Вард (немецкий басист, вокалист композитор и саунд-продюсер, известный по Pink Cream 69, Unisonic, Sunstorm и мн.др., – прим. авт.), который уже был сопродюсером предыдущего альбом «Immortals». И он уже начал работу над новым диском, и успел подготовить несколько вокальных партий, ещё пока в группе пел Хеннинг. Песен для трёх или четырёх. А потом ему вдруг резко стало не до нас, потому что его как продюсера наняли Helloween, он поехал к ним в Гамбург и задержался там на многие месяцы.
В конце концов нам пришлось продолжать без его продюсерского участия, я сам взял эту работу на себя. Ну, и новый вокалист появился, который сам умеет сочинять. Вокальные мелодии, которые сочинил Вард, остались, тексты для них придумал я сам, а оставшиеся песен семь, которые были и без текстов, и без мелодий, завершил Херби. Чаще всего я просил его прислать свои наброски, комментировал их, предлагал свои идеи, мы вместе обдумывали, о чём могут быть тексты, он их сочинял, а потом мы с Деннисом могли немного их поправить, проверяли английскую грамматику и так далее. В общем, участвовали все трое, но основную работу сделал Херби. Мне оставалось просто стоять у руля, следить, чтобы наш корабль доплыл до финиша. Кстати, перед нами были жесткие сроки, на все песни – только пять-шесть недель. Мы успели, и потом сразу же принялись за сведение.

Интересно, а в каких песнях вокальные мелодии сочинил Деннис?
Это «Rising Fire», вещь, которая вышла на сингле, «Welcome to the Empire», «Breakaway» и «Perfect Stranger». Четыре песни, значит. А ещё тексты к «Welcome to the Empire» Деннис и Херби придумали вместе. Вышло немного странно – Деннис тогда был в студии с Helloween, и как только рабочий день у них заканчивался, возвращался к нашей музыке, комментировал, советовал, помогал доделывать тексты. Он был участником проекта с самого начала, и хоть не смог довести его до конца, некоторые вещи мы всё-таки делали втроём.

Ваш предыдущий альбом был целиком посвящён [греческой] истории… Есть ли общая концепция у нового диска?
Такой, чтобы одна на весь альбом – нет. Песни говорят о разных вещах, хотя есть небольшая история, объединяющая три песни: «Longing to Know You», «Space Cowboy» и «Orbital Sunrise». Речь идёт об астронавте, который летит над Землей и размышляет о человечестве, о природе и обо всём на свете. Одна из вещей – баллада, в ней идёт речь о том, как он тоскует по семье, которая внизу, на Земле, ждёт, когда наконец увидит новорождённого сына… Словом, это обычные человеческие мысли и чувства, только от лица одинокого астронавта.

Думаю, это очень подходит к тому, что происходит сейчас. Представляю, как астронавт летит по орбите и думает, как ему повезло быть там, а не на Земле!
(Улыбается.) Кто знает! В таком ключе я этой песне не думал. Хотя, очевидно, сейчас наш мир столкнулся с огромными проблемами, мы не можем о них не думать, и это накладывает отпечаток на наше восприятие текстов песен и не только. И, может, астронавт и правда счастлив, что он там, наверху, а не здесь, посреди этой чёртовой пандемии.

Кстати говоря, интересно, как обстоят дела у вас сейчас, вы тоже все сидите по домам?
Да. Я живу в Греции, и у нас тоже локдаун. (Разговор был 31 марта, – прим. авт.) Я не выходил из дома уже три недели, не считая походов в магазин. Цифры у нас гораздо меньше, чем в Италии, Франции или Испании, думаю, по официальным данным где-то 1000 больных и 40 умерших. К счастью, наше правительство предприняло меры по ограничению передвижения очень рано и мы смогли удержать эпидемию, но опасность по-прежнему велика. А то, что сейчас происходит в Штатах, в Италии, Испании, Франции – сущее безумие. Тысячи людей умирают каждый день. Не знаю про Россию, а как дела у вас?

У нас только начали реагировать на эпидемию. В Москве – два дня назад. Возможно, эти меры немного запоздали, но сейчас трудно судить.
Да, время покажет. Надеюсь, скоро всё это закончится, хотя люди говорят, что худшее ещё впереди. Могу только надеяться, что все будут беречь себя и, самое главное, сознательно себя вести.

Когда-нибудь двери откроются снова… Как вы думаете, будет ли это прежний мир, в котором мы можем наслаждаться музыкой, концертами, останется ли в нём место для рок-групп, для музыкальных журналов?
Да, это сложный вопрос. Думаю, туровая и концертная индустрия пострадают очень сильно. В ней всё вернётся на круги своя позже всего, потому что концерт – это массовое публичное мероприятие. Да и люди после пандемии будут бояться собираться вместе, и потребуется время, чтобы они снова поверили в свою безопасность и пошли в клубы… Мне кажется, это всё растянется на два-три года. А может, и нет. По крайней мере, этот год можно почти наверняка списать со счетов. Мы его просидим дома. А что будет в следующем, зависит от скорости появления вакцины, от того, как поведёт себя сам вирус. Может, летом он затихнет из-за жары. Есть очень много факторов. И, конечно, главный – сколько будет жертв. Всё это очень сложно предсказать.

По крайней мере, вы не стали откладывать выпуск нового альбома.
Нет, конечно. Мы были твёрдо нацелены довести дело до конца. Альбом готов, люди могут купить его. по крайней мере, в цифре, и, надеюсь, физические продажи тоже не очень пострадают, люди смогут нас поддержать и купят наш релиз. Да, с концертами всё хуже, но это надо принять как есть. Всё равно в турне раньше, чем весь мир станет снова безопасным, мы бы не смогли поехать…

Следующую пару вопросов я бы посвятил одному певцу, с которым вам как-то довелось играть вместе. Чтобы не повторяться, сформулирую его так: дала ли вам работа с Оззи Озборном возможность узнать и понять что-то новое? Чему вы у него научились?
Конечно! Разве можно после такого опыта ничему не научиться? Я узнал многое, и говорил это не раз. Я стал гораздо сильнее как музыкант и научился лучше вести себя на сцене. Я вырос как профессионал, потому что стал частью проекта совершенно иного масштаба и мог видеть, как функционирует его команда, техперсонал, менеджмент… И я понял, что должен сам во всём подняться на много уровней вверх. Конечно, это был огромный опыт.

А какие самые счастливые моменты в работе с ним?
Да всё было круто! Сам масштаб… Возможность просто путешествовать, давать концерты, быть на сцене рядом с таким человеком. Это икона, человек, без которого не было бы музыки, которую мы все играем, один из создателей хэви-метала… Для музыканта, для гитариста высшая честь – поиграть с одним из основоположников стиля… Так что самые счастливые моменты – это концерты.

Быть частью этого, верно?
Да. Сам процесс. Гастролировать, учиться новому, наконец, просто весело проводить время. Всё было круто.

А вы не удивились, когда появился анонс нового альбома, и оказалось, что там играет не Закк Уайлд, а другой гитарист?
Да, я был слегка удивлён! Оказалось, на гитаре сыграл продюсер альбома (Эндрю Уотт, – прим. авт.) и он – отличный гитарист. Скорее блюз-роковый, чем металлической. Ещё меня удивило, что на записи нет не только Закка, но и остальной группы. Вероятно, это было спонтанное решение, Оззи мог чувствовать себя неважно, выздоравливал дома, и ему нужно было что-нибудь записать. Не знаю. Я давно уже не являюсь частью этой команды и не знаю, что там происходит.

А если помечтать, вдруг какой-нибудь другой вокалист из той же «высшей лиги» рок-музыки позвал бы вас к себе… Кто бы это был?
(Смеётся.) Не знаю! Признаться, я не особо об этом задумывался. Да и о том, что меня пригласит Оззи, я не мечтал… За эти годы меня звали к себе две известные группы, но я не могу раскрыть их имена. Я отказался, потому что сейчас мне больше нравится играть собственную музыку. Наступил подходящий момент, чтобы расширить круг собственных фанатов, сделать известным свой собственный бренд. Мне повезло играть с Оззи, и, как я сказал уже вчера другому журналисту, думаю, я получил от этой работы всё, что только мог. Я получил огромный шанс, люди узнали, кто я такой, и теперь я должен по-настоящему заявить о себе. А для этого надо просто продолжать то, что я делал до Оззи – играть свою музыку в своей группе. Но, естественно, на открывшемся передо мной совершенно новом уровне. Примерно так же было с Закком Уайлдом и его группой Black Label Society. Поэтому я не рассматривал вариант того, чтобы присоединиться к другой популярной группе. Ну, конечно, если бы меня вдруг позвали в Metallica или Iron Maiden, это другой разговор, но я не думаю, что такое может случиться.

Кстати говоря, был в истории Firewind такой момент, году в 2013-м, когда вы не могли найти певца, коллектив был «заморожен» и вы переключились на сольную карьеру. Почему вы решили вернуться к Firewind? Есть ли в группе то, чего вам не хватало в сольной работе?
(Задумывается.) Признаюсь честно, я хотел дать ей ещё один, последний шанс. В глубине души я знал, что эта группа для меня многое значит, с ней я прошёл через столько разных передряг, и я обязан сделать ещё одну попытку и посмотреть, что получится. Мы выпустили альбом «Immortals»… Точнее, сначала нас стали звать позвали на фестивали, я согласился, чтобы проверить, получится ли у нас снова играть вместе, нас отлично приняли, и нам тоже понравилось, потом вышел альбом, он тоже получил успех… А потом я понял, что у меня параллельно есть две группы, сольная и Firewind, и решил сосредоточиться на Firewind, вложить в группу все свои силы и посмотреть, что из этого выйдет.
Не знаю, что будет потом, но новый альбом я не мог не выпустить. И в работе над ним я снова оказался на перепутье. Я не знал, всё ли получится, я ещё раз задумался, а не «заморозить» ли группу, но понимал, что если я это сделаю сейчас, это будет уже конец. Просто не стану снова возиться… И я сказал: «Знаете что? Я пока что не готов всё это бросить». В этой группе мне ещё было что сказать, и мы это сделали. А теперь посмотрим, что будет дальше. Как люди примут этот диск, что они о нём подумают… Нельзя загадывать наперёд, поэтому мы будем двигаться шаг за шагом.

Надеюсь, альбом будет успешным, и вы сыграете с этой программой в Москве…
Да, надеюсь, мы приедем к вам снова. Нам очень понравилось в России, мы прекрасно провели время, это был первый концерт с Firewind, прекрасные люди, прекрасные воспоминания. Очень хотелось бы повторить!

Владимир ИМПАЛЕР
Благодарим Ирину Иванову (AFM Records) за организацию интервью и предоставленные фотографии.
Концертные фото – Маргарита Стефанкова.

Владимир Импалер

Владимир Импалер