Roz Vitalis «The Hidden Man of the Heart» (2018)
Десятый студийный альбом петербургской прог-группы Roz Vitalis стал, наверное, самым ожидаемым (и многотрудным) их релизом. Чтобы скрасить ожидание (с момента выхода предыдущего полноформатника «Lavoro D’Amore» прошло три года), команда издала EP “Psalm 6” (2016) и концертник «At Last.Live» (2017); увидели свет и сольные работы Ивана Розмаинского… так что материал был уже частично знаком слушателю. Однако отдельные треки всё же не давали представление о грандиозности целого. Ведь по художественному замыслу и использованным средствам это самый сложный на сегодняшний день альбом Roz Vitalis, а по качеству записи – один из лучших. Впервые группой использован струнный квартет, а без того немаленький основной состав Roz Vitalis (две гитары, синтезаторы, труба, флейта, ритм-секция) дополнен бас-кларнетом, мандолиной, перкуссией. Но все композиционные сложности и качественные высоты не имели бы смысла без музыкальной красоты и смысловой наполненности. Здесь всё это есть.
Работа многослойна, концептуальна и требует времени для своего постижения. По сравнению с более светлым и изящным «Lavoro D’Amore» новый диск сразу погружает в атмосферу серьёзных раздумий. Струнный квартет ведёт основной лейтмотив (первая «Someone Passed Over» – предпоследняя «Some Refugee Passed Over»), тягучее, мрачно-лирическое звучание которого напоминает поздние квартеты Шуберта. Выразительная мелодия с печально-нисходящими ходами, звучащая сначала у виолончели соло, затем появляется в разных обличьях и нередко передаётся группе – на этой теме основан и главный романтический хит альбома «Passing Over», и фортепианная интерлюдия «Passing On the Line», и проникновенная струнная зарисовка «Wounded by the Lion and Adder». Тихие голоса струнных сменяются грозными тутти, а мягкие рояльные линии – встревоженно-романтическими соло гитары и трубы. Такое «скрепление» целого c помощью повторяющихся-развивающихся тем роднит Roz Vitalis с классиками прог-рока – King Crimson, Yes, Camel.
Очень узнаваем фирменный стиль клавишника и художественного руководителя Roz Vitalis Ивана Розмаинского – немного резкий, угловатый, диссонансный, что особенно заметно в сольных фортепианных и органных фрагментах. Но вообще тембровая палитра, как уже говорилось, завораживает своим разнообразием: особенно удачны композиции с солирующей флейтой («Blurred», «The Hidden Man of the Heart»), трубой. Есть и кое-что неожиданное: мотивы балканской музыки («Rhapsody of Refugees»), сальсы и фламенко («Jungle Waltz»). А завершающая «Psalm6» с дисторшновой ритм-гитарой и хоралом низких духовых – эдакий хэви-метал-клезмер-марш в никуда. Впрочем, все вещи имеют развитие, – и здесь после мрачной «долбёжки» вновь звучат проникновенные монологи трубы, флейты, гитары, появляется преобразованный лейтмотив. Композиция как бы суммирует все линии, сводит воедино все нити.
Полифония смыслов отражается и в переплетении музыкальных тем, и в общности названий многих композиций. Так, в центре альбома оказывается трилогия «Trampled by the Lion and Adder» — «Thou Shalt Tread Upon the Lion and Adder» — «Wounded by the Lion and Adder», отсылающая к псалмам Давида (как и «Psаlm6»), а также к небезызвестной песне Led Zeppelin. Вообще, религиозная составляющая музыки Roz Vitalis всегда была очень важной, но здесь существенную роль играют и личностные мотивы. Ведь «скрытый человек сердца» должен быть высвобожден, и только тогда духовный путь приведёт к цели. Слушатель проходит этот путь с героем и с авторами – это непросто (особенно учитывая общую продолжительность более часа), но поистине катарсическое ощущение в финале искупает все сложности внутренней работы над собой.
sympho prog 9/10
Lizard Records