Roz Vitalis «The Hidden Man of the Heart» (2018)
Май 26, 2018
Елена Савицкая (257 статей)
Поделиться

Roz Vitalis «The Hidden Man of the Heart» (2018)

Десятый студийный альбом петербургской прог-группы Roz Vitalis стал, наверное, самым ожидаемым (и многотрудным) их релизом. Чтобы скрасить ожидание (с момента выхода предыдущего полноформатника «Lavoro D’Amore» прошло три года), команда издала EP “Psalm 6” (2016) и концертник «At Last.Live» (2017); увидели свет и сольные работы Ивана Розмаинского… так что материал был уже частично знаком слушателю. Однако отдельные треки всё же не давали представление о грандиозности целого. Ведь по художественному замыслу и использованным средствам это самый сложный на сегодняшний день альбом Roz Vitalis, а по качеству записи – один из лучших. Впервые группой использован струнный квартет, а без того немаленький основной состав Roz Vitalis (две гитары, синтезаторы, труба, флейта, ритм-секция) дополнен бас-кларнетом, мандолиной, перкуссией. Но все композиционные сложности и качественные высоты не имели бы смысла без музыкальной красоты и смысловой наполненности. Здесь всё это есть.
Работа многослойна, концептуальна и требует времени для своего постижения. По сравнению с более светлым и изящным «Lavoro D’Amore» новый диск сразу погружает в атмосферу серьёзных раздумий. Струнный квартет ведёт основной лейтмотив (первая «Someone Passed Over» – предпоследняя «Some Refugee Passed Over»), тягучее, мрачно-лирическое звучание которого напоминает поздние квартеты Шуберта. Выразительная мелодия с печально-нисходящими ходами, звучащая сначала у виолончели соло, затем появляется в разных обличьях и нередко передаётся группе – на этой теме основан и главный романтический хит альбома «Passing Over», и фортепианная интерлюдия «Passing On the Line», и проникновенная струнная зарисовка «Wounded by the Lion and Adder». Тихие голоса струнных сменяются грозными тутти, а мягкие рояльные линии – встревоженно-романтическими соло гитары и трубы. Такое «скрепление» целого c помощью повторяющихся-развивающихся тем роднит Roz Vitalis с классиками прог-рока – King Crimson, Yes, Camel.
Очень узнаваем фирменный стиль клавишника и художественного руководителя Roz Vitalis Ивана Розмаинского – немного резкий, угловатый, диссонансный, что особенно заметно в сольных фортепианных и органных фрагментах. Но вообще тембровая палитра, как уже говорилось, завораживает своим разнообразием: особенно удачны композиции с солирующей флейтой («Blurred», «The Hidden Man of the Heart»), трубой. Есть и кое-что неожиданное: мотивы балканской музыки («Rhapsody of Refugees»), сальсы и фламенко («Jungle Waltz»). А завершающая «Psalm6» с дисторшновой ритм-гитарой и хоралом низких духовых – эдакий хэви-метал-клезмер-марш в никуда. Впрочем, все вещи имеют развитие, – и здесь после мрачной «долбёжки» вновь звучат проникновенные монологи трубы, флейты, гитары, появляется преобразованный лейтмотив. Композиция как бы суммирует все линии, сводит воедино все нити.
Полифония смыслов отражается и в переплетении музыкальных тем, и в общности названий многих композиций. Так, в центре альбома оказывается трилогия «Trampled by the Lion and Adder» — «Thou Shalt Tread Upon the Lion and Adder» — «Wounded by the Lion and Adder», отсылающая к псалмам Давида (как и «Psаlm6»), а также к небезызвестной песне Led Zeppelin. Вообще, религиозная составляющая музыки Roz Vitalis всегда была очень важной, но здесь существенную роль играют и личностные мотивы. Ведь «скрытый человек сердца» должен быть высвобожден, и только тогда духовный путь приведёт к цели. Слушатель проходит этот путь с героем и с авторами – это непросто (особенно учитывая общую продолжительность более часа), но поистине катарсическое ощущение в финале искупает все сложности внутренней работы над собой.

InRock
9 из 10
Общее впечатление

sympho prog 9/10
Lizard Records

9

Обязательно к прослушиванию
Елена Савицкая

Елена Савицкая