Anekdoten «Until All The Ghosts Are Gone» (2015)
progressive rock 8/10
Virta
Шведская группа Anekdoten выпускает альбомы нечасто – предпоследний вышел восемь лет назад, а всего у команды шесть студийных работ за 25 лет. Коллектив был образован в 1990 году (тогда еще как трио) в качестве кавер-бэнда King Crimson, но уже год спустя заиграл собственный материал – оригинальный, пусть и с сильным влиянием «Кримзон» середины 70-х, весьма жесткий и мрачный. В 2000-е Anekdoten взяли курс на смягчение, да так в нём и застряли. В этом смысле “Until All The Ghosts Are Gone» не сильно отличается от «A Time Of Day” (2007): всё тот же состав, то же настроение нордической меланхолии и северной грусти, тот же вязко-тягучий саунд, хотя, быть может, и не такой плотный… Важное отличие всё же есть: Анна Софи Далберг не играет здесь на виолончели, а жаль. Раньше ее густые низкочастотные «запилы» составляли значительную часть звуковой концепции. Зато теперь под руками Анны Софи расцветают и распевают разными голосами (порой даже вполне «хоровыми») меллотрон, орган и родес-пиано. Впрочем, щемящий звук меллотрона давно стал «фирменным» знаком Anekdoten. На “Until All The Ghosts Are Gone» его ноты иногда можно даже перепутать с нежными, затаенными тонами флейты: не кто иной как Тео Трэвис в качестве приглашенной прог-звезды сыграл на “If It All Comes Down To You” и “Until All The Ghosts Are Gone» (находясь при этом в родном Лондоне). В целом же некоторая «мьюзообразность» на этом альбоме только усиливается. Риффы, жесткое солирование и уходы в авангард почти совсем уступают место атмосферным гитарно-клавишным аккордам, над которыми парит бесплотный голос Никласа Баркера, вещающий о том, что скоро, скоро нам всем настанет медленный и прекрасный трындец… простите, финал. Альбом на удивление мелодичен, и некоторые темы в своей сумрачной лиричности звучат почти по пост-панковому хитово. Под такую музыку хорошо лежать на диване в темной комнате с занавешенными окнами и думать о грядущем закате мироздания. Лишь в последней вещи – инструментале с жизнеутверждающим названием «Our Days Are Numbered» звучание ужесточается, и грузное, тяжелое, ползущее как гусеничный трактор полотно завершается истерическими воплями саксофона (еще один «гость» записи Густав Нигрен). На этом понимаешь: всё, действительно всё. Альбом сам по себе хорош, однако с ранними шедеврами («Vemod”, 1993, и “Nuclear”) не сравнится. Да и зачем сравнивать? Группа существует, развивается, меняется, и это замечательно.