«Российский джаз» (двухтомник)
Июнь 25, 2013
Владимир Импалер (1137 статей)
Поделиться

«Российский джаз» (двухтомник)

«Российский джаз» (двухтомник)

СПб, Ланъ / Планета музыки, 2013, 608+544 стр.

«Российский джаз» продолжает серию джазовых книг петербургского издательства «Планета музыки», среди которых еще один двухтомник – «Великие люди джаза», выдержанный в том же дизайне и созданный тем же авторским коллективом. Оба труда построены на текстах, опубликованных на портале jazz.ru и в журнале «Джаз.Ру». Перед нами сравнительно новый жанр – гибрид интернет-сайта, журнала и книги.
Жанр, соответственно, получается свободный – от интервью до материалов, приуроченных к юбилеям. Статьи «Российского джаза» посвящены и музыкантам, и околоджазовым деятелям. Есть среди героев музыкальные критики – например, Валентина Конен, Леонид Переверзев и Алексей Баташёв. Есть джазисты прошедших эпох, особо выделю статьи про не слишком известных музыкантов послевоенного поколения. Есть и звезды более ранних периодов, и ныне концертирующие артисты. Фамилия Бриль встречается в оглавлении трижды, но это, в целом, соответствует ситуации. Игорь Бриль – и прекрасный музыкант, и известный педагог, тут есть материал про него, есть отдельная статья про его учеников и отдельная – о сыновьях-саксофонистах – тоже популярных артистах.
Один из интереснейших материалов – интервью с Вячеславом Ганелиным, несомненно, выдающимся музыкантом. Но ни про трио ГТЧ, ни про участников славного ганелинского проекта – популярных исполнителей Владимира Чекасина и Владимира Тарасова – статьи нет. Возможно, дело в том, что они живут в Литве. Но что же, играя с ними, нынешний житель Израиля Ганелин исполнял «не российский» джаз? Что же тогда играл Олег Лундстрем в Шанхае? – этому эпизоду справедливо посвящен отдельный материал. Звездный же коллектив Ганелина в итоге оказывается разорван – один к трем – и в этом есть дисгармония. Реальное объяснение ситуации, скорее всего, простое – именно такие материалы были в портфеле редакции.
Если же оценивать издание по соотношению стилей, то предпочтение отдано музыкантам, исполняющим мейнстрим – музыку, понятную практически всем, а не авангард или фри. Справочного, дополнительного материала в томах, к сожалению, немного – лишь библиография. Жаль. Даже Харуки Мураками в книге «Джазовые портреты» поместил названия альбомов. Есть, конечно, подобная информация и на jazz.ru. Иллюстративная часть томов – скромна и деловита, но не без моментов, вызывающих улыбку. Например, материал о Леониде Утесове украшен почтовой маркой 1999 года с изображением музыканта. Безусловным плюсом представляются завершающие разделы двухтомника, концептуально посвященные нынешним молодым музыкантам, а также «проблемам и их решениям» – то есть будущему.
У такого издания автоматически и неизбежно присутствуют две цели, два смысла. Это и собрание информации по внешнему признаку (тут по источнику), и тематический дайджест, обзор. Двухтомник наводит мост между поколениями, которые по-разному относятся к печатной продукции и подаче информации в интернете. При этом и фиксирует факты, и сам служит оценочным критерием – попасть в него может не каждый. Издание грамотно и весомо, и в этом есть потенциальная «опасность» – кто-то «начинающий» автоматически, несмотря на все письменные уведомления, всё же может решить, что перед ним энциклопедия. И вынесет суждение о том, что «хорошо», что «нет»…
А по сути перед нами труд, призванный напоминать, показывать, насколько широк мир вокруг, придавать объем и глубину справочникам. С этой задачей издание справляется «на пять». Русская джазовая ойкумена тут широка и глубока. «Российский джаз» – хорошая книга, которая вынуждена ждать появления других книг и информационных ресурсов, от которых наши полки и папки пока отнюдь не ломятся. Или, как вариант, она для тех людей, которые уже и так «всё» знают и нуждаются в знаниях редких и уточняющих.
Вне зависимости от состояния умов и рынков, кто-то в книгу попал, кто-то – нет. Поэтому ее можно понять и как маяк, определение границ, «сигнал» от уходящей «классической джазовой» цивилизации – привет гипотетическому будущему, которое может забыть, кто был сегодня – по мнению jazz.ru – героем. Но это и напоминание о музыкантах, которые и так уже подзабыты в нашу эпоху. Получается в итоге не только фрагменты истории жанра, а и эстетическое, мировоззренческое высказывание, почти культурологический манифест от составителей. В этом можно при желании увидеть и приметы замыкания джазового сообщества на себя, попытку сохраниться, ограничиться, превратиться в полузакрытый круг посвященных. Вот такого сценария как раз не хотелось бы. Хотя понятно – дыхание жизни не всегда приятно. Двухтомник – демонстрация реальности, жизненности, существования джазовой культуры и гордости, радости за нее. И вот в этом уже – безусловно позитивный результат и смысл нового издания.

Владимир Импалер

Владимир Импалер