Песняры «Вянок» (1991/2017)
Легендарных «Песняров» «все» помнят по поп-хитам типа «Вологда», «Белоруссия» и «Косил Ясь конюшину». Но группа и её руководитель Владимир Мулявин, усатый песняр родом с Урала, кроме того, что сочиняли популярные мелодии, ещё и честно и последовательно поднимали белорусскую рок-культуру. «Песняры» стремились к крупным музыкальным формам, хотели играть нечто концептуальное, сложное, и им это удавалось. Было создано 12 (!) цельных программ, но на носители попали только патриотический цикл «Через всю войну» и рок-опера «Гусляр» – со старательно отретушированным, но непримиримым противоречием между властью и художником. Советские чиновники с трудом понимали, зачем трудовому народу нужны трагические рок-оперы, и лишь из старых интервью можно было узнать, например, про оперу «Песня о доле».
«Венок» – цикл песен на стихи белорусского поэта Максима Богдановича. Программа готовилась специально к 100-летию с его дня рождения, которое отмечалось в 1991 году. Богданович умер молодым и почитается одним из создателей современного литературного белорусского языка, одной из ключевых фигур в поиске национальной идентичности.
В альбоме два диска. На первом – черновая версия программы, собранная из разных источников в том порядке, который задумывал Мулявин. Очень повезло, что она сохранилось так удачно. На втором диске – альтернативные варианты некоторых песен. Запись узнаётся с первых звуков – это те самые «Песняры», хотя от первого состава тогда, кроме Мулявина, оставался только Владислав Мисевич. Но дело не в «незаменимых» голосах, но в духе и настрое, которые шли от Мулявина и были потеряны с его смертью. Он написал и музыку цикла, за исключением двух песен. Аранжировки сделал Олег Молчан. Вещи «Слуцкiя ткачыхi» и «Лявонiха» украсили бы и раннюю программу группы. Суперхит «Вероника» издавался в те годы на виниле только на LP «Песни Игоря Лученка» (1978). Песня демонстрирует, как нежность становится гимном, крайности соединяются и расцветают.
«Песняры» не соответствовали так ненавидимой «продвинутыми» экспертами, и что уж там, действительно неоригинальной ВИА-эстетике. Артисты этого жанра копировали для советского народа отдельные приёмы Chicago, Blood Sweet and Tears и другие тренды 60-х – 70-х. Но лучшим, например, «Песнярам», удавалось, даже в тех рамках, иметь своё, неповторимое лицо. Белорусы могли и издавать диски огромными тиражами в СССР, и гастролировать в США – случай беспрецедентный в истории советской рок-музыки. А точные и ясные гитарные соло напомнили, что из молодёжной студии «Песняров» – уже в другую, правда, эпоху вышел такой мастер, как Виктор Смольский (экс-гитарист Rage).
Издатели не зря гордятся сделанным и говорят, что именно так надо издавать «Песняров». Что ж, это правда – в дискографии группы царит жуткий бардак. Лишь старый винил, благодаря огромным тиражам, даёт отдых глазу и душе. Попытка навести порядок напрашивается. Перед нами первый шаг на этом пути.
Рецензия опубликована в #85
art rock
"Ковчег"