Оргия Праведников «Время будить королей» (2020)
Июль 21, 2021
Владимир Импалер (1137 статей)
Поделиться

Оргия Праведников «Время будить королей» (2020)

После дилогии «Для тех, кто видит сны» (2010/2016) казалось, что группа может больше уже ничего не делать – повторить вещи такого уровня, накала и смысла представлялось невозможным. Но, слушая новую работу группы, понимаешь, что эти музыканты уже находятся вне категорий «превзойти» или «повторить». После долгого пути Сергей Калугин, Юрий Русланов, Алексей Бурков, Артемий Бондаренко и Александр Ветхов в том состоянии, когда могут сделать абсолютно всё. Я перечислил по именам, чтобы подчеркнуть, что ОП – это давным-давно уже не «Сергей Калугин и Ко.», и вклад в музыку, её сочинение, аранжировку и воплощение принадлежит всем. И всё на новом альбоме сделано по-настоящему, без имитаций. Нужен звук охотничьего рога в заглавной песне – это будет трембита, альпийский рог, подаренный фэнами из Закарпатья. Нужен ситар – будет ситар, струнный квартет, концертный рояль, церковный орган, оркестровые колокола – будет всё это и никаких синтезаторов. Кажется, мало кому слышные мелочи, но они окупаются.
Как сказал Сергей Калугин, всё, что задумывалось, воплощено на диске на 97%. Сказал он это в одной из серии подкастов, в которых ОП обсуждают альбом трек за треком. В целом почти пять часов общения – раздолье фэнам, а рецензентам повод для раздумий, зачем они вообще нужны, если сами музыканты уже всё про себя объяснили.
Но пересказывать эти комментарии – путь экстенсивный и неблагодарный. Просто ради примера, чтобы оценить многослойность этих творений – «Звёзды идут сквозь нас». Группа цитирует «Оду к радости» Шиллера в авторском (!) переводе Калугина, в форме использует структуру фолии – средневекового танца, переходящего от медленного торжественного темпа к некоей вакханалии, при этом цитируя гармоническую структуру произведения то ли Вивальди, то ли Скарлатти; есть вставка католического гимна «Лаудате Доминум», звучавшего в общине Тезе, есть женский хор и хор фанатов группы, а отправной точкой для текста стала мысль, что все мы состоим из звёзд, поскольку наша материя возникла после взрыва сверхновых, смерти звёзд первого поколения. И что, уже не в материальном смысле, исчезнуть, слиться с вечным духовным пламенем (как в песне «Прыгай в огонь») – значит родиться по-настоящему. «Это может понять только тот, кому крепко за 40, это чувство, как осыпается то, что ты считаешь собой, и остаётся свет и пустота», – разъясняет Калугин.
Все эти оттенки смыслов интересно разбирать, разгадывать музыкальные и словесные кроссворды, искать в гугле, что такое Гарб-Тонах, или, допустим, желна, или соколы, летящие вниз. «Послушав альбом, люди станут спокойнее смотреть на эту жизнь и на эту смерть», – говорит Калугин в тех же подкастах. То есть если темой дилогии были скорее сны, то этой – напрямую смерть. Музыканты создали рок-мессу, собрав единое в разных культурах и религиях, а в её центре – та самая «Ода к радости», звучащая красной нитью в нескольких вещах. Если вспомнить, о чём пел Калугин в давнишней песне «Радость моя», то всё встаёт на свои места.
Хочется поговорить о музыке каждой из композиций (кроме, пожалуй, бонус-трека «Женя, стоп», о нём лучше вообще ничего). Мы слышим уже знакомые черты, приёмы, формы – стиль ОП полностью созрел. Симфо-эпики с обязательной героической декламацией, вещи в стиле «калугинский мальчик» (по аналогии с крапивинским; этакая щемящая радость разговора с ребёнком в себе), квазифольклорные песенки, воспевающие святую простоту во всех формах (на этот раз – почти инструментальная «In Nomine Patris»)… Те, кто вырос на западном прог-роке, порой спрашивают, почему мы называем ОП прог-металом. Ну, «Звёзды…» чуть выше уже отличный пример, есть на диске и классический прог-эпик с полиритмией и всем, чем надо – «От Бога до Земли». Но чаще этот прог-подход состоит в том, насколько умело и уместно группа сочетает стили, нанизывает друг на друга разные, но неожиданно сочетающиеся фактуры и звучания, материалы разных культур и эпох. Битбокс, кельтская арфа, «восьмибитные» клавишные, индуистские мантры, пропетые гроулом… Повторюсь, «Оргии Праведников» всё по плечу. Кроме одного… Самый трудный соперник – ты сам. А для Сергея Калугина — Сергей Калугин четверть века назад, тот, что сочинил «Нигредо», материал которого группа методично, песня за песней, переигрывает и осовременивает. Теперь эта участь постигла «Танец Казановы». Электрическую версию уже давно играли на концертах, но студийная запись почему-то не показалась фэнам однозначным улучшением. Да, первый вариант был наивным, записан «пластмассово», а голос Калугина звучит предельно бесстрастно и ускорен для пущего эффекта, но он идеально воспринимался в жанре готик-баллады, где мертвенность и неподвижность фактуры как раз и вызывает чувство саспенса. В новой – целый вихрь прекраснейшей музыки, которая не оставляет «воздуха», не помогает тексту и создаёт ощущение суеты. А это, наверное, ничуть не лучше смертной пустоты, окружавшей героя в оригинальной версии. «Двойник победил»…

InRock
10 из 10
Общее впечатление

progressive/russian rock 10/10
Оргия Праведников

10

Обязательно к прослушиванию
Владимир Импалер

Владимир Импалер