Олег Коврига «Что я видел»
«Что я видел» – автобиографические записки важнейшего персонажа отечественной рок-тусовки. Коврига славен тем, что выпустил вместе с Евгением Гапеевым на лейбле «Отделение Выход» неимоверное количество альбомов звёзд андеграунда. В их числе Майк Науменко и «Зоопарк», Фёдор Чистяков и «Ноль», Александр Башлачёв, «Аквариум». Героями книги также стали Пётр Мамонов, Андрей «Свин» Панов, Аня «Умка» Герасимова, Ольга Арефьева, Сергей Селюнин, Алексей Хвостенко, Инна Желанная, Егор Летов, Сергей Богаев и «Облачный Край», Андрей Тропилло. Список, объясняющий всё.
Большинство людей, живых или мёртвых, а последних, к сожалению, среди героев книги немало, Коврига вспоминает с добрым сердцем. И когда пишет про великого Хвоста, и когда про незамеченного пресловутой «общественностью» замечательного хабаровского электронного музыканта Колю Никитина (проект «Оркестровая Яма»). Есть и люди, которых он вспоминает и обещает вернуться к разговору о них позднее, например, об андеграундном продюсере, промоутере и издателе Тимофее Сахно, увы, тоже ушедшем из жизни.
В книге есть и не самые приятные подробности – в частности, печальная история о том, как были уведены, «выжулены» права на творческое наследие Майка Науменко. В то же время спорные истории – например, то, как попадал за решётку Фёдор Чистяков, получают полное и последовательное изложение. Неожиданностью стало то, что Олег рассказал и о своей семье, корнях – от дореволюционных до позднесоветских лет.
Коврига может позволить себе иметь мнение – резкое и бескомпромиссное, в том числе и о коллегах. Например, он парадоксально говорит, что не любит рок-тусовку. При этом называет музыкантов, с которыми работает, с большой буквы – Автор. Это отражает его душевное устройство, мы же и его назовём таким образом – Издатель.
Главное, что хотелось, чтобы осталось в памяти от этой книги, как и от эпохи, частью которой Коврига является и которую порой буквально выносит на своих плечах в огромном рюкзаке, так это ощущение человечности и осознание его эстетических и этических ориентиров, абсолютно понятных как душевно, так и духовно. Это называется, кажется, культура, да? Коврига не просто не прогнулся под время, время обошло его и ушло куда-то, но явно не вперёд, а в сторону. Времени есть куда вернуться, чтобы продолжить движение. На ближайшем концерте Олег Коврига раскинет свою «скатерть-самобранку» – стол с лучшей, по его мнению, музыкой нашей страны.
М., Выргород, 2017, 352 стр.
Рецензия опубликована в InRock #84