Ночной проспект «Полиуретан» (2017)
«Ночной проспект» был образован в 1985-м Алексеем Борисовым и Иваном Соколовским и исполнял музыку в эстетике новой волны – от ностальгического синтипопа до завёрнутого индастриала. «Полиуретан» – первый с 1993 года альбом легендарной группы. Помимо Борисова, в её записи участвовали мультиинструменталистка Ольга Носова и ветеран «НП» скрипач Дмитрий Кутергин. Альбом собран частично из вещей, написанных на стихи московского поэта Сергея Сидорова в 1985-86 годах – специально для твистового периода творчества команды, но всё это время лежавших в столе. Борисов с Носовой решили возобновить «Ночной Проспект» и вспомнили о старых текстах, только музыка для них была написана уже совсем не твистовая.
В трек-листе есть ещё две старые песни 1981 года, времён подъёма «новой волны», записанные «Ночным проспектом» для альбома «Незнакомые лица» (1985). Это «Радиоприёмник», несущая отпечаток роботизированной танцевальности тех лет, и «Борода» (1981) – манерная, «протестная», с ироничным звучанием в духе первых игровых приставок.
«Черепаха» (1986) спета так, словно синтезатор стоит на берегу океана. Из новых вещей выделяются «Кальсоны Гитлера» – сумрачный электротвист, текст которого был написан Борисовым в середине 2000-х. Поэтично-фантастичен «Скипидар» на текст футуриста Алексея Кручёных. Эта новая песня, словно взятая из научно-популярного фильма – практически импровизация, созданная прямо в студии. На «Зимнем море» вступает вокал Носовой, напоминая времена Наташи Боржомовой и Жанны Агузаровой, блиставших в составе группы в 80-х. Как второй голос, Носова – вообще особая краска альбома. Композиция «Телефонный звонок» (1996/2009) на стихи Сидорова была записана первоначально для сольного альбома Алексея Столичных «Богатство» (1986 год). «Плеер» (1987) – вялая издевательская танцевалка, а «Полиуретан» (1986) звучит в лучших традициях рок-иронии 80-х. Это «экологически озабоченная» пьеса с заметным электронным риффом и усмешкой, которая словно прячется, как в уголках рта, в поворотах фонограммы.
Современные роботы-андроиды скучают-грустят по живой природе, вспоминают танцы ушедших биологически устаревших видов. От их электротанцев недалеко до медитации, эти два полюса неплохо описывают вселенную группы, которая оказалась актуальной спустя 30 лет после своего появления. Надпись на обложке «Limited edition of 300 copies» описывает и узость круга предполагаемых посвящённых, и уровень дефицитности релиза.
У альбома есть концепция. Проще всего представить диск как протест против пластмассовой цивилизации, повязавшей нас по рукам, ногам и мозгам. Но всё сложнее. Музыка Борисова не устарела, потому что она опять далека от вкусов того самого «большинства», и значит именно её мы вспомним ещё через 30 лет.
industrial/new wave 8/10
Frozen Light
Рецензия опубликована в InRock #80