Восточный синдром «С ключами на носу» (1988/2014)
new wave/ psychedelic 8/10
Геометрия
Второй альбом магаданской группы был записан в 1988-м году. Магадан вдруг оказался центром психоделического рока в стране. В столицах бушевали горланы и бунтари, а Дальний Восток остался в истории жанра изысканной, редкой по качеству музыкой. Оттуда же пришли другие тогдашние претенденты на сенсацию, умные и продвинутые «Миссия-Антициклон» и «Конец света». Почему именно этот регион стал бастионом творческого и актуального отношения к музыке – остается только предполагать.
Магаданские рокеры, конечно, не одиноки – это было поколение оригинально мысливших музыкантов. Из той генерации и сейчас успешно функционируют «Аукцыон», «Вежливый отказ», «Хроноп». Есть команды, которые или растворились во времени, или существуют, не потрясая рынок – киевские «Коллежский асессор» и «Раббота Хо», одесский «Кошкин дом», таллиннская «Не ждали», екатеринбургский «Апрельский марш». «Синдром» был частью этой пирамиды, не вершиной, но яркой частью процесса, к сожалению, развития не получившего. Причины мы опять вынуждены вынести за скобки – такое было время для культуры.
«С ключами на носу» – непростая, точно выстроенная запись, которой свойственны размеренность и музыкальная панорамность, широкое дыхание и динамика. Бонусы альбома записаны в Москве в 1990-м, когда шла работа над виниловой пластинкой, так тогда и не изданной. Дополнительные треки звучат плотнее и мощнее, они яснее прописаны, но магаданский вариант фонограммы бодрее и естественнее. Запоминаются «Китай», надменная «Реквием незнакомцу». Тяга к сокращениям длинных названий вещей вроде ГВСЯСН («Где вода сливается с ярко-синим небом») или СКНН («С ключами на носу») и «Госпожа Психиатр (Бред)» усиливает ощущение психоделии. Хоровое распевание слова «галоперидол» поднимает настроение и описывает круг интересов альом, а строка «товарищ-лоботомия» – внедряется в память без хирургии. Это озорство было естественным для поколения, хотя юмор «синдромов» не всегда понятен. Так, пролетает малозамеченным проигрыш из «Тачанки-ростовчанки» в боевике «Скольжение».
Альбом теперь впервые издан с оригинальным трек-листом и с обложкой, которую нарисовал к так и не состоявшемуся виниловому изданию художник Юрий Тугушев из Киева. Диск приятно взять в руки, у него нежный и аккуратно-болезненный дизайн. «Синдром» звучит продвинуто, непросто и гармонично. Тут слышатся King Crimson 80-х и модные тогда Тalking Heads. Альбом – пример того, что мы потеряли в рок-музыке в 90-х. «С ключами на носу» будто стоит перед бездной – после того времени российские рок-музыканты почти не сочиняли до такой степени интересную и оригинальную музыку.