Nightwish «Endless Forms Most Beautiful» (2015)
Сентябрь 10, 2016
Владимир Импалер (1137 статей)
Поделиться

Nightwish «Endless Forms Most Beautiful» (2015)

В жизни финнов Nightwish есть два плана, почти не пересекающихся. В первом происходят разного рода истории, конфликты, страдания, уходят вокалистки, переживают фэны… В другом – как в глубине моря под бурными волнами, лидер группы Туомас Холопайнен, закрывшись в собственном я, спокойно создает очередной «магнум опус» своей группы, который, кажется, и от персоны вокалистки-то не очень зависит. Новый диск от предыдущего, «Imaginaerum», отделяет четыре года и две смены в составе. Как все мы помним, певица Анетт Олзон ушла не по своей воле, ее сменила Флор Янсен (экс-After Forever, Revamp). Давно сотрудничавший с группой волынщик Трой Донокли стал официальным участником. А барабанщик Юкка Неваляйнен хоть и остался формально членом коллектива, не смог записаться из-за проблем со здоровьем – бессонницы. Его место занял Кай Хахто из Wintersun. Думаю, без строчки в буклете мы бы и не догадались об этом, а вот смена певицы, безусловно, событие серьезное. Полагаю, тысячи фэнов в этот момент вздохнули с облегчением – бедную Анетт в группе они больше терпели, чем любили. И хотя по сути своей вокальные партии не сильно изменились за последние три альбома (они по-прежнему из разряда эстрадного пения, а не оперного), всё, что получалось у Олзон через силу, двухметровый «цветочек» по имени Флор делает с легкостью. (Правда, не сильно заботясь об интонационных ударениях в тексте).
Хотя, парадоксально, вместе с этой слабостью из музыки Nightwish исчезла и недосказанность, стало нечего додумывать в музыкальном плане, Флор кажется пусть и безупречным, но только лишь исполнителем. Как сказали бы историки, группа и Туомас лично достигли вершины могущества. Полсотни музыкантов в классическом оркестре, два хора, огромная продакшн-команда во главе с прославленным продюсером Пипом Уильямсом – все они, образно говоря, тащат камни на вершину пирамиды, воздвигаемой Холопайненом. И это должно быть поистине монументальное творение!
Так и есть. Удивительно, как удается Туомасу раз от разу избегать банальных, сиюминутных тем. Первый из трех альбомов, записанных после расставания с Тарьей Турунен, был неким эхом терзаний творца по этому поводу, следующий представлял собой своего рода экскурс в мир фантазии, а новый – возвращает в реальную Вселенную, которая, оказывается, прекраснее любой сказки. Нескладная на первый взгляд фраза «endless forms most beautiful» – на самом деле цитата из «Происхождения видов» Чарльза Дарвина. «Есть величие в […] бесконечности форм, самых прекрасных и изумительных», – так он говорил о происхождении этих самых видов, стараясь примирить в своем открытии эволюционизм и христианскую веру. Туомас, правда, совмещать и не пытается – недаром он позвал в качестве гостя-декламатора известного апологета «научного атеизма», биолога Ричарда Докинза.
Стилистически альбом – всё тот же привычный поздний Nightwish, только еще больше, ярче, проработаннее. Неожиданного в нём нет, красивого – предостаточно. Есть и мелодик-метал-хит «Edema Ruh» (термин из мира книг американского фэнтэзи-автора Патрика Ротфасса, означающий менестрелей), и кельтские фолк-роковые номера, ставшие еще одной фирменной чертой поздних Nightwish. Особняком стоит почти эмбиентная «The Eyes of Sharbat Gula», посвященная знаменитому фотопортрету афганской девочки-беженки – в ней нет слов, но звучит детский хор. Финальный же 24-минутный симфо-опус «The Greatest Show On Earth» вместе с открывающей диск «Shudder Before The Beautiful» (где мы слышим небывалое – клавишное соло Туомаса!) и заглавной «Endless Forms Most Beautiful» в его середине образуют некий каркас, объединенный и по смыслу, и по стилю. Смысл – сама эволюция жизни на Земле. Стиль – симфо-метал, где оркестру отведено главное слово. Эта знакомая туомасовская смесь возвышенности и истеричности, энергии рока и пафоса саундтреков к рыцарским фильмам… «Глубокая тишина между нотами оглушает меня бесконечной любовью», – поет Флор Янсен в первой песне. После 79 минут, что длится альбом, чувствуешь себя оглушенным любовью… и начинаешь еще больше ценить тишину.

Рейтинг InRock
8 из 10
Общее впечатление

sympho metal 8/10
Nuclear Blast
Рецензия опубликована в #72

8

Рекомендовано к прослушиванию
Владимир Импалер

Владимир Импалер