Nick Cave and the Bad Seeds «Skeleton Tree» (2016)
У знаменитого печальника пришла пора «Чёрного» альбома, хотя, казалось, что подобных тем у него и так было в достатке. На обложке предыдущего диска Кейва «Push the Sky Away» (2013) была изображена его жена, и оформление можно было понять в духе «шанс на выход есть». Новая работа обложки практически не имеет и для этого, к сожалению, есть причина. В 2015-м – работа над альбомом уже шла – 15-летний сын Кейва Артур погиб после падения со скалы Брайтон. Кейв всегда говорил, кричал, пел про тьму, про беду, и они к нему пришли. Кто-то скажет – «напророчил», кто-то – «мучился предчувствиями».
Кейв не отказался от работы над альбомом, пошёл обстоятельствам в лоб и выпустил самую тёмную свою пластинку. Вызывающая антицветность и бросающийся в глаза минимализм оформления действуют сильно. Это очевидное и несколько театральное противопоставление предыдущему диску. Иногда кажется, что каждое слово в некоторых песнях даётся Нику с большим трудом, и он их вымучивает, выплёвывает устало и мутно – под ангельский хор подпевок. Здесь Кейв почти не поёт, его партия – стонущий нарратив, что соответствует и музыке. Она располагается между сдержанным индастриалом и медитативной рок-альтернативой. Апокалипсический, мягко обволакивающий, но не успокаивающий эмбиент аранжировок и неспешный речитатив Кейва создают атмосферу не столько страшную и жуткую, сколько спокойно-безвыходную. Авангардистские эмбиентные приёмы, помогающие слушателю отрываться от реальности, не усложняют картину, а делают её гармоничной. Саунд постепенно словно смягчается, но становится не мягким ковром, а топкой трясиной.
В группе Кейва – его давний соратник Уоррен Эддис. Как они с Кейвом разбираются, какой из совместных проектов сейчас у них играет – понять невозможно. Из остального состава отметим Джима Склавуноса (Jim Sclavunos), отвечающего за звоны, перкуссию, лёгкие шумы и фоновые звуки, такие важные для нынешней музыки Кейва.
То, что делает Ник – не молитва и не плач, не реквием и уж точно не желание отвлечься. Это может быть даже несколько растерянное состояние таланта – ну что теперь, зачем теперь… Покоя уже не будет, только вечность. Но затем в вещи «Distant Sky», сделанной дуэтом с Эльзой Торп, мелькает мысль, что восход будет, и его надо ждать. «Восход – в твоих глазах», – говорится и в тексте, вынесенном на обложку. Воспоминание это или ожидание, будет ли у самого Кейва ещё когда-то желание «пошуметь». «Это не для наших глаз…», – говорит он.
Конечно, альбом можно было не дописывать, ну что тут, казалось бы, ещё говорить. Кейв решил так, и у Артура теперь есть памятник. Музыкант словно вымарал из альбома показной драматизм, избежал театральности, красок, которыми он, как доказывал неоднократно, прекрасно владеет. Альбом же расхвален медиа и отмечен на вершинах хит-парадов, но на сей раз это абсолютно неважно. Я не уверен, что у Ника будут ещё пластинки.
alternative rock/ambient 8/10
Kobalt Label/"Союз Music"
Рецензия опубликована в InRock #77