Nick Cave & The Bad Seeds «Push The Sky Away» (2013)
soft rock 7/10
Kobalt/»Союз Music»
Новая коллекция мелодичных печалей от великого долговязового австралийца. «Push The Sky Away» – уже 15-й альбом музыканта. Тут Кейв после сайд-проекта Grinderman, давшего музыканту возможность выбросить энергию, и игр в саундтреки пробует «сменить пластинку». Ушел из группы Мик Харви, основоположник всего – со времен группы Boys Next Door, но пришел-вернулся в аудиобуйстве не замеченный, зато добившийся локальной сольной популярности басист Барри Адамсон.
Неторопливая альтернатива, которую делает Кейв, обладает постоянством и уверенностью. На первом же треке «We No Who U R0» медленное, кляксообразное софт-эмо звучит как трип-хоп с ориентальной флейтой. Настроения создаются особые и особыми способами, например, немного нервной скрипкой в вещи «Water’s Edge». Бэнд под руководством единоличного «музыкального директора» Уоррена Эллиса позволяет себе немного «разойтись» лишь раз – на коде «Jubilee Street», – центральной композиции альбома, неторопливой вещи, в основе которой не только приятный сдержанный гитарный наигрыш, скрипка Эллиса, но и внутренний нерв. Но самой нервной показалась «We Real Cool», что и само по себе весьма самокритично звучит. К концу же диска музыканты совсем расходятся и выдают почти пинкфлойдовский размашистый экзерсис «Higgs Boson Blues», неожиданно вспомнив о физике.
Красиво и раздумчиво умеют делать множество музыкантов, но вот так, как Кейв – только он один. Однако певец больше не хочет или не может повторять свои шедевры начала 90-х. Новая коллекция звуковых теней от суперзвездного экс-панка иногда кажется издевательством. Но каждый шаг выверен – Ник, как и в своих книжках, ищет и находит особую разновидность темноты, особый вид нервности, заставляя каждого делать выбор, что перед нами – просто баллада, исповедь или проповедь.
Кейв – большой автор. За внешним мрачным эстетом у него таился умница, теперь за тормознутым плавным «крунером» – серьезный артист. Этот альбом собраннее, чем многие его предшественники. «Оттолкни небо», «приходят русские», «горят деревья» – образы врезаются в память, а темы расползаются от сутенерства до бытовой невозможности любви. Приковывает внимание обложка – и тут дело не только в «ню». Интересно, куда Ник ведет девушку, – в сад, а ад, на кухню? Тем более что для кавера сфотографировалась его жена – модель Сюзи Бикк.
Песни раскрашены словно случайными, но идеально ложащимися в тон звучками и подпевками. Настроение у музыки очень осеннее, но «модного» однообразия нет, всё-таки Ник – «олдскул». И от него всё равно ждешь выброса энергии, тут она собрана в сжатый кулак, это такая пружина, полная жесткой силы, которая так и не распрямляется. Эффект от происходящего получается оригинальным – музыка спокойная, но не успокаивающая, под нее можно даже задремать, но это будет очень нервный сон.