Myrath «Legacy» (2016)
Прогметал-группа из неспокойного Туниса за 10 лет своей истории доросла от культового проекта, интересного разве что экзотичностью происхождения, до одной из ключевых команд направления, будучи поднятой на щит крупным европейским «классик-роковым» лейблом EarMusic. Так что Европу музыканты из арабской Африки уже, можно считать, покорили. Чем же? Если коротко – ещё на позапрошлом «Desert Call» (2010) они смогли удачно скрестить этнические влияния с прог-металом в духе своих основных вдохновителей – американцев Symphony X. Хотя нет, ещё сложнее – Symphony X повлияли на французов Adagio, а уже клавишник последних Кевин Кодферт стал саундпродюсером и автором нынешнего звучания Myrath. При этом тунисцы оказались и творчески, и карьерно успешнее полураспавшихся французов.
В команду ещё в 2007-м пришел второй, свободный вокалист Захер Зоргати – слишком уж голос оригинального певца, клавишника Элиаса Бушуши (надеюсь, я пишу тунисские фамилии не слишком непохоже на правду), походил на «иксовского» Рассела Аллена. Лучший результат достигается сочетанием двух голосов – хриплой агрессивно-роковой манеры Элиаса и артистичного, с восточной мелизматикой чистого голоса Зоргати. Родной колорит подчеркивают дополнительные инструменты – персидская «флейта Пана» ней, лютня и скрипично-альтовая секция, с массой витиеватых арабских мелизмов в аранжировках. Их встречают продуманные партии гитариста Малека бен Арбии, без проблем вписавшегося бы в любой европейский прогметал-состав. (Диск посвящен памяти Ахмеда Бен Арбии, его отца и менеджера группы, который умер в 2013-м). Во всей красе синтез музыкального Запада и Востока слышен в «Nobody’s Lives» с припевом на арабском. «Get Your Freedom Back» явно навеяна «арабской весной», скоростная «The Needle» – о проблемах наркомании, а в «The Believer» речь идёт не о религиозных фанатиках, а о вере в себя и своё дело («Believe and carry on»). «The Unburnt», с великолепными «восточными» скрипичными аранжировками, неожиданно отсылает к популярному телесериалу «Game of Thrones», видимо, эта мания одинакова во всём мире. В «Duat» же разрабатываются более далекие по времени, но близкие географически мифы Древнего Египта. Любопытна «Endure the Silence», неожиданно стартующая с регтайма на фортепиано, а по мелодике и звучанию напоминающая Angra лучшего периода. И прекрасен финал «Storm of Lies» – здесь есть всё, и дуэт двух контрастных голосов, и сочетание прогметал-гитары и этно-скрипок, и, самое лучшее – это один из редких случаев, когда последняя на диске композиция действительно проникнута ощущением скорого завершения, подведения итогов.
Многие отмечали в отзывах, что звучание Myrath от альбома к альбому облегчается, а в сочетании с арабской мелизматикой даёт ощущение этакого «прогметаллического Таркана». Что ж, это и правда может отвратить с непривычки, тем более что восточная «экзотика» теперь больше не экзотика, а типичная музыка из маршруток… Но, скорее всего, ощущение эстрадности идёт просто от богатства мелодий, которыми тунисцы с южной щедростью насытили каждую песню. А это значит, альбом как минимум интересно расслушивать…
progpower/ethno metal 9/10
EarMusic/"Союз Music"
Рецензия опубликована в InRock #77