Мечта «Математика» (2020)
О чём мечтает рокер, которого тянет в авангард – и в мыслях, и в душе? О чём мечтает панк по мировосприятию, но арт-рокер по творческому потенциалу? Недавно оставивший наш мир лидер группы «Кузьма и виртУОзы», гитарист и перформер Константин «Кузя УО» Рябинов был музыкантом со сложно устроенным интеллектом. Панк-мечтатель, создатель образов и неуёмный фантазёр, основавший вместе с Егором Летовым группу «Гражданская оборона», сам он не уместился в её стиль и собрал эклектичный, рок-театральный проект «Коммунизм». Но и там ему было тесно. Последний проект Кузьмы «Мечта» близок именно к «Коммунизму», степень нестандартности мышления тут очевидна, но страдание, напряжение надо искать на втором плане, додумывать.
Второй участник проекта «Мечта», гитарист Александр Бровко – видеохудожник «ДДТ», он играл с Юрием Морозовым, «Опасными соседями», в группе «НЗ» Никиты Зайцева. Также в группу входит музыкант «Г.О.» Александр Андрюшкин (ударные). Эпизодически участвуют клавишник Юрий Задоров («Россияне», «НЗ», «Санкт-Петербург»), Билли Новик с контрабасом. Среди авторов появляются, обозначая полюса мечты, Егор Летов и Борис Гребенщиков – кавер на «Они назовут это блюз» поёт Бровко.
Математика, конечно, «царица наук», но в заголовках песен есть и «Философия», и «География», и ещё много что. Альбом перебирает названия школьных предметов в композициях с мелодичными припевами, запуская поверх помпезных рок-фрагментов, романтичного сёрфа и «скрежета укулеле» авангардные тексты. Смысл, кажется, ускользает от сознания, но заставляет мозг и душу работать в унисон – чем это не мечта? Образованность кажется чуть ли не общей чертой поколения – Кузя не был бы собой, не имея соответствующий набор знаний. Слушатель узнаёт цитату из «Мимино», а заканчивается песня фразой «Я плачу…» – и это оказывается вполне в стиле происходящего. Прямо физически чувствуется, как Рябинова разрывало между полюсами его художественного мира – от талса-блюза а-ля Джей Джей Кейл до «родного» авангарда. Игра в ВИАшную эстетику и узнаваемые тембры гитар могут вызвать и ностальгическую волну, и ненависть панк-сознания. А хочется эти полюса совместить, они ведь описывают эпоху; хочется гармонии.
И остаётся только понимать, как же «то» поколение мечтало о роке, рок-н-ролле – том самом, «настоящем» и безупречно-моральном, пришедшем из рассказов во дворе под гитары и из танцев под хиты с искажёнными псевдоанглийскими текстами, из разговоров о поиске души, о музыке, о близкой Terra Incognita. Гитары у «Мечты», кстати, на редкость разнообразны и эффектны. У альбома есть внутренняя драматургия, и она реальна и печальна: Рябинов как бы постепенно уходит из записи, прощается… «К нам приехал и уехал…» – так завершается диск. Кузе бы это, наверное, понравилось.
Александр В. Волков
Рецензия опубликована в InRock #93
art-pop/progressive 8/10
Выргород
Рецензия опубликована в InRock #93