Черный Лукич «Навсегда» (1999/2013)
punk/russian rock 7/10
«Выргород»
Аккуратное и красивое переиздание альбома удивительного музыканта, недавно ушедшего из этой жизни. Вообще-то странно искать в стане сибирского панка – музыки бесконечно рваных вен и рубах – какие-то импрессионистические радости. Кажется, тут не может быть ничего без прикусов и замесов, страданий и борений. Но такой «неформатный» артист «нашелся» сам – подтверждая, что нет правил без исключений.
Вадим (Дима – Дмитрий) Кузьмин, известный всем как Черный Лукич, родом из Новосибирска, не похож ни на кого. При этом его безоговорочного признавали своим, знали и записывали его песни. Он, оставаясь в тусовке, пел просто и мелодично, очень по-русски, и так, как мало кому удавалось. Или, вернее, почти никому не удавалось. Успешные артисты в этой эстетике всегда находятся на грани умного поп-рока, однако Лукич оказался на особой, жесткой стороне, как и прочие сибирские инкарнации стилей – и панка, и психодела.
Впрочем, и боевых песен у Лукича достаточно – хотя бы гимн «Кончились патроны», у которого, кажется, можно вообще обойтись одним названием – всё там ясно, как и у еще одной фразы-названия другого альбома «Будет весело и страшно». Таких идей на этом альбоме нет. Возможно, «Навсегда» – одна из самых уравновешенных работ Лукича. Тут наблюдения за собой, дневник чувств. События специфические, пример – «Заболит сердечко». Самая мягкая вещь – «Ариэль» – кончается плохо, но оставляет ощущение света. Бодрит «Последняя война – специально для тебя» – бодрая и шустрая. Медленнее действует «Никогда не кончается война». Жизнь и смерть, дух и жизнь – всё ходит по кругу и собирается в одной точке. О чём песни, записанные на «Навсегда»? Да обо всём, как говорили когда-то.
Альбом посвящен великолепной певице Аиде Ведищевой. (Другой персонаж в этом месте прорычал бы, наверное, что-нибудь про Ленина.) За музыку отвечают Женя Каргополов (гитара/бас-гитара/ударные) и Лена Поповская (клавишные). Музыкантов – двое, саунд не балует, но звуковое пространство заполнено – и когда нужен вал звука и драйв, и когда – прозрачное марево или гитарный аккуратный подыгрыш. У Лукича – ровный вокал, хорошие стихи. Его словно не очень интересует происходящее – и за окном, и с другой стороны глаз. Мягкая ненаблюдательность, но не импрессионизм – всё конкретно. Картины художников XIX в оформлении, подходящие более для классики, довершают картину.
Черный Лукич выразил что-то, что знала только эта генерация людей – и так, как не мог никто другой. Место этого исполнителя не до конца понятно. Те, кто автоматически ставит его в ряд с «Гражданской Обороной», вряд ли смогут объяснить их «родство» условному большинству, которое просто не знает, кто это. При жизни Лукич оставался звездой «не для всех». Творчество Кузьмина достойно большей известности. Всегда есть надежда, что нас ждут большие открытия. Но, в любом случае, будет уже поздно.