Коммунизм «Сулейман Стальский» (1988/2013)/ «Тринадцать» (1989/2013)
post punk
«Выргород»
«Сулейман Стальский» (1988/2013)
7/10
«Тринадцать» (1989/2013)
9/10
Два альбома проекта, в котором лидер «Гражданской Обороны» Егор Летов с соратниками отвлекался от основной группы. Да так, что люди не знали – смеяться или ужасаться. Чаще смеялись – многие мозги были устроены похоже. Летов нередко баловал исполнением советских песен, оставляя политически негибких современников в недоумении, создавая андеграунд внутри андеграунда. Обыгранные в студии советские стихи и песни звучали весьма неуютно. Концепция в итоге разрослась в этот проект.
В «Коммунизме» участовавли и Янка, и Манагер, и Кузьма «Уо» Рябинов. «Сулейман Стальский» – почти бенефис последнего. Кузя Уо с придыханием читает стихи дагестанского поэта, простого и восторженного, вышедшего из народа и писавшего «для народа». Лозунговый полит-попс звучит почти как фолк. Иногда Летов берет инициативу в свои руки, например, на мистически пугающей вещи «Горные орлы». Это часть традиции советского андеграунда, той, что формировали легенды: «Мухомор», «ДК», «Водопады имени Вахтанга Кикабидзе», «ХЗ».
Эти опыты были очень смешными, но многое, что было смешным тогда, сейчас объяснить трудно – цивилизации, радующейся программе «Аншлаг», трудно понять альтернативный юмор 80-х, ощущение слабости и глупости того времени. Ну, читают парни дурными голосами непонятные стихи… ужас в них познается только через собственный опыт. Но в те годы эти записи «работали» на самых разных социальных этажах. «Простой народ» видел в этом шутку, интеллектуалов радовал концептуализм.
Альбом «Тринадцать» не входит в основную дискографию проекта. Это вещь редкая для магнитофонной культуры – сборник ауттейков, то есть дайджест дайджестов, вершина концепции, предполагающей складывание представления о предмете из якобы случайных частей. Парадоксальный подход дает тот самый взгляд со стороны, отстранение, которое и закладывалось в концепцию, то, к чему стремились музыканты. Это парадоксально самая слушабельная запись, но и вгоняющая в нешуточный ступор. «Ничего не вижу», «Туман» («Воздушные рабочие войны»), «Дембеля», «Ваше благородие», плюс жестокое дуракаваляние и рвущиеся вокализы – альбом весьма приближается к ощущению жизни в той стране.
Планировалась смесь смеха и кошмара, при этом, по признанию музыкантов, это был не стеб, а реакция мозга на кошмар, препарирование подсознания совкового обывателя и массовой культуры того времени. Проект в итоге же выразил абсурдность бытия вообще, без привязки к социуму. Ощущение провала во времени от этих альбомов остается мощное и, если не объясняет, то описывает причины многих случившихся позднее социальных и политических жестов Егора Летова.